Библиотека >> Путь к самопознанию человека в восьми медитациях.
Скачать 38.32 Кбайт Путь к самопознанию человека в восьми медитациях.
Может случиться, что ты вовсе не предрасположен
предаваться всевозможным заблуждениям и иллюзиям жизни мира внешних чувств; но,
едва вступив в сверхчувственный мир, ты легковернейшим образом отдаешься
подобным заблуждениям и иллюзиям. И может также случиться, что в бытии внешних
чувств обладаешь хорошим, здоровым чувством правды, которое говорит тебе: ты не
должен верить тому, что только удовлетворяет твоему самоутверждению; и несмотря
на это, такая душа может прийти к тому, что будет видеть в сверхчувственном мире
лишь вещи, отвечающие этому самоутверждению. Надо подумать, в какой мере это
самоутверждение участвует во всем, что видишь. Видишь то, к чему оно обращается
сообразно своей склонности. Не знаешь, что это оно направляет духовный взор. И
само собою разумеется тогда, что увиденное принимаешь за правду. Защиту может
предоставить только то, что посредством упорного обращения мысли на себя,
посредством энергичной воли к самопознанию все больше будешь приобретать на пути
к сверхчувственному познанию готовность действительно замечать в своей душе,
сколько в ней самоутверждения и когда оно говорит. И когда во внутреннем
погружении беспощадно и энергично представляешь себе возможность для собственной
души здесь или там подпадать этому самоутверждению, то начинаешь постепенно
освобождаться от его водительства.
Для истинного беспрепятственного движения души в высших мирах необходимо, чтобы она усвоила себе воззрение, насколько различны отношения некоторых душевных свойств к духовному миру и к миру чувственному. Это выступает особенно ясно, когда обращаешь взор на нравственные свойства души. В бытии чувственном надо различать законы природы и законы нравственные. Если хочешь объяснить ход природных явлений, нельзя ссылаться на нравственные представления. Какое-нибудь ядовитое растение объясняют по законам природы и не осуждают нравственно за то, что оно ядовито. Легко уяснить себе, что в применении к миру животных можно говорить разве только об отзвуках нравственного, но что в истинном смысле нравственная оценка внесла бы только замешательство в то, что поистине подлежит здесь рассмотрению. Только во взаимоотношениях человеческой жизни начинает приобретать значение нравственное суждение о ценности бытия. Это суждение есть нечто, в зависимость от чего человек сам постоянно ставит свое достоинство, когда он достигает того, что судит о себе самом беспристрастно. Но никому, при правильном рассмотрении чувственного бытия, не может прийти в голову смотреть на законы природы как на нечто, подобное законам нравственным или хотя бы только похожее на них. Как только вступаешь в высшие миры, это становится иным. Чем духовнее миры, в которые вступаешь, тем больше совпадают законы нравственные с тем, что можно назвать для тех миров законами природы. В чувственном бытии, когда говоришь о каком-нибудь злом деле, что оно горит в душе, то сознаешь, что говоришь не в прямом для этого бытия смысле. Знаешь, что естественное горение есть нечто совсем другое. Подобного различия не существует для миров сверхчувственных. Ненависть или зависть являются там в то же время силами, действующими так, что соответственные действия можно назвать природными явлениями тех миров. Ненависть и зависть производят то, что ненавистное или внушающее зависть существо действует на ненавистника или завистника как бы пожирающим, погашающим образом, так что возникают процессы уничтожения, наносящие ущерб духовному существу Любовь действует в духовных мирах так, что действие ее постигаешь как излучение тепла, плодотворное и благоприятное. Можно заметить это уже на человеческом стихийном теле. В мире внешних чувств рука, совершающая безнравственное дело, должна быть объяснена по законам природы совершенно так же, как и та, что служит нравственной деятельности. Но некоторые стихийные части человека остаются неразвитыми, если отсутствуют соответствующие им нравственные ощущения. И несовершенные образования стихийных органов должны быть объяснены из нравственных свойств совершенно так же, как по законам природы в чувственном бытии природные процессы объясняются из законов природы. Но никогда нельзя заключать на основании несовершенного развития чувственного органа о несовершенном раскрытии соответствующей части в стихийном теле. Надо всегда сознавать, что для различных миров существуют и совсем различные виды закономерности. Человек может обладать несовершенно развитым физическим органом; соответствующий стихийный орган может быть при этом не только нормально-совершенным, но даже совершенным в той мере, в какой несовершенен физический. Знаменательно выступает также различие сверхчувственных миров от чувственного во всем, что связано с представлением "прекрасного" и "безобразного". То, как применяются эти понятия в чувственном бытии, теряет всякое значение, как только вступаешь в миры сверхчувственные. "Прекрасным", если иметь в виду значение этого слова в чувственном бытии, может быть там названо только такое существо, которому удается раскрыть другим существам своего мира все, что оно в себе переживает, так, чтобы эти другие существа могли участвовать во всем его переживании. | ||
|