Библиотека >> О жизни
О жизни
Лев Толстой
О ЖИЗНИ Вступление ГЛАВА I Основное противоречие человеческой жизни ГЛАВА II Противоречие жизни сознано человечеством с древнейших времён. Просветители человечества открывали людям определения жизни, разрешающие это внутреннее противоречие, но фарисеи и книжники скрывают их от людей. ГЛАВА III Заблуждения книжников ГЛАВА IV Учение книжников под понятие всей жизни человека подставляет видимые явления его животного существования и из них делает выводы о цели его жизни ГЛАВА V Лжеучения фарисеев и книжников не дают ни объяснений смысла настоящей жизни, ни руководства в ней; единственным руководством жизни является инерция жизни, не имеющая разумного объяснения ГЛАВА VI Раздвоение сознания в людях нашего мира ГЛАВА VII Раздвоение сознания происходит от смешения жизни животного с жизнью человеческой ГЛАВА VIII Раздвоения и противоречия нет, оно является только при ложном учении ГЛАВА IX Рождение истинной жизни в человеке ГЛАВА X Разум есть тот сознаваемый человеком закон, по которому должна совершаться его жизнь ГЛАВА XI Ложное направление знания ГЛАВА XII Причина ложного знания есть ложная перспектива, в которой представляются предметы ГЛАВА XIII Познаваемость предметов увеличивается не вследствие проявления их в пространстве и времени, а вследствие единства закона, которому подчиняемся мы и те предметы, которые мы изучаем ГЛАВА XIV Истинная жизнь человеческая не есть то, что происходит в пространстве и времени ГЛАВА XV Отречение от блага животной личности есть закон жизни человеческой ГЛАВА XVI Животная личность есть орудие жизни ГЛАВА XVII Рождение духом ГЛАВА XVIII Чего требует разумное сознание ГЛАВА XIX Подтверждение требований разумного сознания ГЛАВА XX Требование личности кажется несовместным с требованием разумного сознания ГЛАВА XXI Требуется не отречение от личности, а подчинение её разумному сознанию ГЛАВА XXII Чувство любви есть проявление деятельности личности, подчиненной разумному сознанию ГЛАВА XXIII Проявление чувства любви невозможно для людей, не понимающих смысла своей жизни ГЛАВА XXIV Истинная любовь есть последствие отречения от блага личности ГЛАВА XXV Любовь есть единая и полная деятельность истинной жизни ГЛАВА XXVI Старания людей, направленные на невозможное улучшение своего существования, лишают их возможности единой истинной жизни ГЛАВА XXVII Страх смерти есть только сознание неразрешенного противоречия жизни ГЛАВА XXVIII Плотская смерть уничтожает пространственное тело и временное сознание, но не может уничтожать того, что оставляет основу жизни: особенное отношение к миру каждого существа ГЛАВА XXIX Страх смерти происходит от того, что люди принимают за жизнь одну маленькую, их же ложным представлением ограниченную часть её ГЛАВА XXX Жизнь есть отношение к миру. Движение жизни есть установление нового, высшего отношения, и потому смерть есть вступление в новое отношение ГЛАВА XXXI Жизнь умерших людей не прекращается в этом мире ГЛАВА XXXII Суеверие смерти происходит от того, что человек смешивает свои различные отношения к миру ГЛАВА XXXIII Жизнь видимая есть часть бесконечного движения жизни ГЛАВА XXXIV Необъяснимость страданий земного существования убедительнее всего доказывает человеку то, что жизнь его не есть жизнь личности, начавшаяся рождением и кончающаяся смертью ГЛАВА XXXV Страдания телесные составляют необходимое условие жизни и блага людей Заключение Прибавления -------------------------------------------------------------------------------- "Человек не что иное, как тростник, очень слабый по природе, но этот тростник мыслит. Незачем целой вселенной ополчаться, чтобы его раздавить. Пара, капли воды достаточно, чтобы его умертвить. Но если бы даже вселенная раздавила его, человек был бы еще более благороден, чем то, что его убивает, потому что он знает, что он умирает; а вселенная ничего не знает о том преимуществе, которое она имеет над ним. Итак, все наше достоинство состоит в мысли. В этом отношении мы должны возвышать себя, а не в отношении к пространству и времени, которое мы не сумели бы наполнить. Постараемся же научиться хорошо мыслить: вот принцип нравственности". Паскаль "Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того пункта, какой занимаю я во внешнем чувственном мире, и расширяет связь, в которой нахожусь я, в неизмеримую величину в сравнении с мирами миров и с системами систем и сверх того расширяет свое периодическое движение, его начало и продолжение в беспредельные времена. | ||
|