Библиотека >> Золотые стихи Пифагора
Золотые стихи Пифагора
ЗОЛОТЫЕ СТИХИ ПИФАГОРА
Перевод Е.П.Казначевой "Золотые стихи" содержат в себе ту часть эзотерического учения Пифагора, которую он и его последователи признали возможным открыть непосвященным. Лизий, его ученик, после разгрома чернью пифагорейских общин в Великой Греции, принес эти стихи с собою в Элладу, где завещал своим единомышленникам читать их ежедневно утром и вечером. О том, что правило это соблюдалось у пифагорейцев в течение целого ряда веков, мы знаем от Цицерона, Горация, Сенеки, Галиена и других древних писателей. Сохранились они для нас целиком в комментариях Гиероклеса и в отрывках у классиков и Отцов Церкви. Сообразно трем степеням посвящения, стихи эти разделялись на три части: "Приготовление", "Очищение" и "Совершенствование". * ПРИГОТОВЛЕНИЕ Должен бессмертным богам приносить ты законченную жертву; Веру свою сохранять; чтить память великих героев; Духам земным воздавать обычное им поклоненье. ОЧИЩЕНИЕ Мать и отца уважай вместе с родными по крови. Другом себе избери истинно-мудрого мужа; Слушай советов его, следуй его ты примеру; Из-за ничтожных причин с ним никогда ты не ссорься. Если в твоей это власти, ибо закон непреложный Тесно связует возможность с необходимостью вместе. Страсти свои побороть свыше дана тебе сила, Так обуздай же в себе мощным усилием воли Алчную жадность, и лень, похоть и гнев безрассудный. Равно один и при людях, бойся дурного поступка; Больше всего же стыдиться должен ты сам пред собою. Будь справедлив и в словах, и в поступках своих неизменно, Следуя в них непреклонно веленьям ума и закона; Помни, что рок неизбежный к смерти людей всех приводит, Помни, что блага земные, как с легкостью людям даются, Так же легко исчезают. Что же касается горя, Данного людям Судьбою, - то должен его ты с терпеньем Кротким сносить, но при этом сколько возможно стараться Горечь его облегчать: ибо бессмертные боги Мудрых людей не повергнут свыше их силы страданью. Много путей существует для хода людских рассуждений; Много меж ними дурных, много и добрых, но прежде Нужно в них зорко вглядеться, чтоб выбрать из них настоящий. Если же в мире возьмет верх заблужденье над правдой, Мудрый отходит и ждет воцарения истины снова. Слушай внимательно то, что тебе я скажу, и запомни: Да не смущают тебя поступки и мысли чужие; Да не побудят тебя к вредным словам и деяньям. Слушай советы людей, сам размышляй неустанно, Ибо безумный лишь может действовать без рассужденья; Делай лишь то, что потом в горе тебя не повергнет И не послужит тебе причиной раскаянья злого. За неизвестное дело ты не дерзай приниматься, Но научися ему; этим ты счастья достигнешь. Но изнурять ты не должен тело свое, а стараться Пищи, питья, упражнений в меру давать ему, дабы Тело твое укрепилось, не зная излишеств и лени. В жизни своей соблюдай, сколько возможно, порядок, Роскошь во всем изгони, ибо она возбуждает Зависть людей неизбежно. Бойся скупым быть излишне, Бойся добро расточать, как те, что не знают работы; Делай лишь то, что тебя ни теперь, ни потом не погубит И потому обсуждай каждый свой шаг и поступок. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Да не сомкнет тихий сон твои отягченные вежды, Раньше чем трижды не вспомнишь дневные свои ты поступки. Как беспристрастный судья их разбери, вопрошая: "Доброго что совершил я? Из должного что не исполнил?" Так проверяй по порядку все, что с утра и до ночи Сделал ты в день - и за все, что содеяно было дурного, Строго себя обличай, веселясь на добро и удачу. Пользуйся сим наставленьем; думай над ним непрестанно И постарайся к нему навсегда привязаться всем сердцем, Ибо советы мои тебя к совершенству приблизят. В этом клянусь тебе Тем, Кто вложил в нашу душу Тетраду, Символ божественной сущности и добродетели высшей; Но принимаясь за дело, прежде к богам обратися С жаркой молитвой, дабы с помощью их ты окончил Дело свое; а когда на пути ты своем укрепишься, Все о бессмертных богах ты узнаешь, а также о людях, О разделеньи существ; о Том, Кто в Себе их содержит, Цепью единой скрепляя, а также о том, что Природа Мира сего однородна и в Вечном мертвого нет вещества. Это познав, ты надеждой тщетной себя не обманешь, - Все тебе будет открыто. Будешь ты знать еще то, что люди свои все несчастья Сами своею виной на себя навлекают в безумьи И выбирают свободно каждый свои испытанья. | ||
|