Библиотека >> Заметки в книге - Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного

Скачать 7.49 Кбайт
Заметки в книге - Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного

[375-376]

Причина, почему излишества в сладострастии так сильно ощущаются, состоит в том, что они касаются основ сохранения и размножения вида; а так как это единственное, на что женщины пригодны, то это и составляет их главное совершенство... [376]

Признак общительности - никогда не предпочитать себя другому. Всегда предпочитать другого себе есть слабость. Идея равенства регулирует все.

В обществе и на пиршествах простота и равенство облегчают общение и делают его приятным. [376-377]

Властвуй над своими иллюзиями, и будешь мужчиной; чтобы твоя жена ставила тебя выше всех людей, не будь сам рабом мнений других. [377]

Благо иллюзий состоит в том, что домогаются исключительно мнений, на самые же вещи смотрят или равнодушно, или даже враждебно. [...] Скупости нравится только мнение, что много благ жизни можно было бы иметь за деньги без всякого, однако, серьезного желания их когда-либо иметь. [377]

Спокойная уверенность в себе в сочетании с уважением и благонравием вызывает доверие и расположение; напротив, дерзость, не склонная, по-видимому, уважать других, вызывает ненависть и недоброжелательство. В диспутах спокойное состояние духа в сочетании с благожелательством и снисходительностью к спорящим есть признак силы, благодаря которой рассудок уверен в своей победе... Мало людей, способных спокойно на глазах толпы переносить ее насмешки и презрение, хотя бы и знали, что эта толпа состоит из невежд и глупцов. [378]

Смех разбирает нас сильнее всего тогда, когда нужно сохранять серьезность. Смеются всего сильнее над тем, кто имеет серьезный вид. [379]

Ньютон впервые увидел порядок и правильность связанными с великой простотой там, где до него находили беспорядок и плохо сочетаемое многообразие, и с тех пор кометы вращаются по геометрически правильным орбитам. [380-381]

С характером прекрасного хорошо согласуется искусство видимости. В самом деле, так как для прекрасного имеет значение не полезность, а мнение о нем и так как сама вещь, как бы прекрасна она ни была, вызывает отвращение, как только перестает казаться новой, то не может быть не прекрасным искусство придавать приятную видимость вещам, в отношении которых простота природы всегда одинакова. Женский пол в значительной мере обладает этим искусством, что и составляет все наше счастье. Благодаря этому обманутый супруг счастлив, влюбленный или кавалер видит ангельские добродетели [там, где их нет], мечтает о большем и воображает, будто торжествует над сильным врагом. Притворство - дамская добродетель, но порок у мужчин. [381]

Все неумеренные увеселения имеют лихорадочный характер, и за радостной восторженностью следуют смертельная усталость и тупое чувство. Сердце изнашивается, и чувства становятся грубыми. [382]

Сангвиник устремляется туда, куда его не просят; холерик не идет туда, куда его приглашают без соблюдения правил приличия; меланхолик заботится о том, чтобы его вообще не приглашали. В обществе меланхолик тих и наблюдателен; сангвиник говорит все, что ему вздумается; холерик делает замечания и дает разъяснения. В домашней жизни меланхолик скуп, сангвиник - плохой хозяин, холерик корыстолюбив, но склонен к роскоши. Щедрость меланхолика - великодушие, щедрость холерика - хвастовство, щедрость сангвиника - легкомыслие. Меланхолик ревнив, холерик властолюбив, сангвиник распутен. [383]

Испытывать удовольствие от того, что не составляет потребности, то есть от того, без чего можно обойтись, приятно; Если же приятное рассматривается как потребность, то это уже алчность. [384]

Человек зависит от многих внешних вещей, в каком бы состоянии он не находился. В своих насущных потребностях он всегда зависит от одних, а в своей жадности - от других вещей... [386]

Тело принадлежит мне; ведь оно составляет часть моего Я и приводится в движение моей волей. Весь органический или неорганический мир, не имеющий своей воли, принадлежит мне, поскольку я его могу подчинить себе и заставить двигаться по своему желанию. [382]

Человеку присущи свои склонности, и благодаря своей свободе он обладает природной волей, дабы следовать ей в своих поступках и направлять ее. Нет ничего ужаснее, когда действия одного человека должны подчиняться воле другого. Поэтому никакое отвращение не может быть более естественным, чем отвращение человека к рабству. Поэтому-то и ребенок плачет и раздражается, когда ему приходится делать то, чего хотят другие, если они не постарались сделать это для него приятным. Он хочет поскорее сделаться мужчиной, чтобы распоряжаться по своей воле. [385-386]

Бушующий ветер заставляет меня забраться в укрытие, но здесь или где-то в другом месте он оставляет меня в конце концов в покое. Но мой господин отыскивает меня, и так как он, причина моего несчастья, обладает разумом, то он мучает меня гораздо более искусно, чем все стихии. И если даже предположить, что [сейчас] он благожелателен, то кто поручится за то, что он не станет иным? [387]

В подчинении другому есть не только нечто крайне опасное, но и нечто отвратительное и противоречивое.

Страницы:  1  2  3  4