Библиотека >> Иероглиф рака

Скачать 5.48 Кбайт
Иероглиф рака

Эта раковина – вместилище изначального и не подверженного распаду звука, (акшары), слога AUM, который, благодаря трем его элементам (матрас), есть сама сущность тройственной Веды; таким образом, Веда существует вечно, будучи заключена сама в себе прежде всех миров, но во время космических катаклизмов, разделяющих различные циклы, она спрятана или сокрыта, чтобы потом вновь проявиться в начале каждого из них [8]. Более того, это начертание может быть дополнено, и тогда оно само станет ашхарой: представим прямую линию (а) накрывющую и запирающую раковину (u), которая содержит внутри себя точку (m) или сущностный принцип всякого бытия [9]. В силу горизонтальной протяженности прямая линия одновременно олицетворяет "поверхность Вод" – субстанциональное окружение, в котором будут развиваться зерна (в восточной символике это развитие символизирует распускающийся цветок лотоса) после того, как кончится период помрачения (сандхья). Если мы будем следовать этой схеме и дальше, мы получим фигуру, которую можно описать, как раковину, которую повернули вдоль оси и она раскрылась, чтобы зерна могли покинуть ее, ссыпавшись вдоль прямой линии, теперь ориентированной по вертикали и направленной вниз – именно так направлено развертывание манифестации, берущей начало в неманифестированном принципе [10].
Из двух положений раковины, просматривающихся в символе Рака, первое соотнесено с Ноевым ковчегом (или Сатьяварой индуистской традиции), который может быть представлен как нижняя половина окружности, ограниченная горизонтальным диаметром и содержащая внутри точку, в образе которой синтезированы все зерна в состоянии их полной сокрытости [11]. Второе положение символизирует радугу, появляющуюся "во облацех", то есть в области "Вышних вод", в мгновение, отмечающее восстановление порядка и воссоздание всех вещей в изначально незамутненном виде, покуда длится катастрофа и ковчег плывет по океану Нижних вод. При этом радуга – верхняя половина той же окружности; воссоединение этих двух фигур, взаимно друг друга дополняющих и являющихся инверсией друг друга, образует полную окружность или близкую к окружности фигуру, тем самым восстанавливая изначальную сферическую форму. Эта окружность – вертикальное сечение сферы, чье горизонтальное сечение олицетворяет идущая по кругу стена, которая опоясывает земной Рай [12]. В дальневосточном символе ян-инь можно найти те же две полуокружности, но они смещены из-за удвоения центра, олицетворяющего поляризацию; для каждого состояния манифестации последняя аналогична поляризации Сат или чистого бытия на Пурушу-Пракрити в ходе универсальной манифестации [13].
Эти замечания не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими и, вне сомнения, относятся лишь к некоторым аспектам символа Рака. Но, по крайней мере, в качестве примера они должны послужить наглядным доказательством того, что в традиционной астрологии было нечто, далеко выходящее за рамки "искусства предсказаний" или "науки догадок", каковой астрология представляется современному человеку. На самом деле, она содержала в себе все, что можно найти в других науках того же порядка, выраженное в иной форме, как мы уже указывали в наших штудиях о "науке письма" [14]; и все это придавало этим наукам истинно посвятительную ценность, в силу которой они действительно могут считаться неотъемлемой частью "Священной науки".


Пер. А. Нестерова


--------------------------------------------------------------------------------
[1] См. особо "Царь мира", гл. 3.
[2] Более подробно это изложено в "Les Etats multiples de l'etre".

[3] См. "L'Homme et son devenir selon le Vedanta", гл. 13 и 19. Eсли рассматривать аналогию между "микрокосмом" и "макрокосмом" в этом аспекте, то в индуизме она выражена формулой "Yatha pinda Tatha Brahmanda" – "каков (тонкий) индивидуальный зародыш, таково и "Мировое яйцо".

[4] См. "L'Homme et son devenir selon le Vedanta", гл. 21. Мы уже указывали на некоторые случаи, когда "мир формирования", в терминологии иудейской Каббалы называемый Йецира отождествляется с областью тонкого проявления.

[5] О трех геометрических формах, что соответствуют трем матрас Ом (AUM), см. главу 17 этой книги ("Les Symboles foundamentaux de la Science sacre"). В связи с этим уместно напомнить, что точка есть изначальный принцип всех геометрических фигур, так все состояния манифестированности берут свое начало в неманифестированном; будучи таким образом над формами и "не имея измерений", для порядка, которому она принадлежит, точка- истино нераздельное единство, и это делает ее естественным символом чистого Бытия. (Автор пояснил, что "геометрический иероглиф" Aum (Ом), о котором здесь и везде идет речь – . Прим. ред. англ. изд.)

[6] У греков эти две земных сферы (гемисферы) были представлены круглыми головными уборами Диоскуров, Кастора и Поллукса, которые были двумя половинками яйца Леды, этого лебединого яйца, которое, подобно змеиному яйцу, олицетворяет "Мировое яйцо".

Страницы:  1  2  3