Библиотека >> Солнечные врата
Скачать 5.6 Кбайт Солнечные врата
Следует прибавить, что земной мир, в силу транспозиции, может служить образом всего космоса в целом, и тогда небо олицетворяет область "над космосом". С этой точки зрения, именно к духовному порядку, в самом возвышеном смысле этого слова, относится понятие "инверсии", распространяющееся не только на чувственный мир, но и на космос в целом [11].
Пер. А.Нестерова -------------------------------------------------------------------------------- [1] Отметим, что часто встречающееся на порталах средневековых церквей изображение Зодиака, как правило, ориентировано таким образом, чтобы подчеркнуть именно это деление годового цикла. [2] См., в частности, Бхагавад-гита, 8: 23-26 "23. О, лучший из Бхарат, теперь Я опишу тебе моменты времени, в которые те, кто стремяться к Единому, уходят из этого мира, чтобы вернуться или не вернуться обратно. 24. Те, кто познали Высшего Брахмана, достигают Его, уходя из этого мира во время преобладания влияния огня, в светлое время, в благоприятнеый момент дня, в течение двух недель прибывающей Луны или же тех шести месяцев, когда Солнце странствует на Севере. 2.5. Тот, кто уходит из этого мира в туман, ночь., в течение двух недель, когда Луна на ущербе или во время шести месяцев, когда Солнце движется на Юг, достигает сферы Луны, но вновь возвращается обратно. 26. Есть два пути ухода из этого мира: один при свете, а другой во тьме. Если человек уходит при свете, он больше не возвращается, но если он уходит во тьме, то он вернется снова." См. также "L'homme et son devenir selon le Vedanta", ch. 31. Аналогичное соответствие можно обнаружить в лунном цикле: период роста Луны соотносится с дэва-яна, а период, когда Луна идет на ущерб – с питри-яна. Четыре фазы Луны, если взять еще более дробный цикл, будут соответствовать четырем солнечным фазам, которые определяют четыре времени года. [3] "Врата богов" не могут быть входом – исключение составляют лишь те случаи, когда через них в мир манифестаций добровольно сходит обладающая бытием сущность, уже достигшая "освобождения", или сущность, непосредственно выражающая сверх-космическое начало. Нет необходимости говорить, что эти случаи выходят за рамки нашего рассмотрения – ибо нас здесь интересует обычный ход вещей. Скажем лишь, что таким образом легко объяснить, почему рождение Аватары "привязывается" к зимнему солнцестоянию, -на этот период приходится и Рождество в христианстве. [4] Если рассматривать день, то его восходящая часть – от полночи до полудня, а нисходящая – с полудня до полуночи. Полночь соответствует зиме и Северу, полдень – лету и Югу. Утро соответствует весне и Востоку (той стороне, где восходит Солнце), а вечер – осени и Западу (стороне, где Солнце заходит). Таким образом, дневной цикл, как и цикл месячный – лишь в более сжатом виде, воспроизводит годовой. По сути, это четверичное деление естественным образом присуще любому циклу, сколь бы протяженным тот ни был. В согласии с христианской символикой, рождение Аватары происходит не только в зимнее солнцестояние, но и в полночь. Таким образом, соотнесенность с "вратами богов" акцентируется дважды. С другой стороны, масонская символика предусматривает, что дело инициации производится "с полудня до полуночи" – эта формула абсолютно точна, если представить это деяние как движение от "врат людей" к "вратам богов". Возражение, которое может тут возникнуть – что природа данного периода – "нисходящая", снимается, ибо сама аналогия используется, как мы увидим ниже, в качестве инверсии. [5] Мир божеств. [6] Мир отцов, мир предков. [7] Это напрямую связано с направлением обхода ритуального объекта в различных традициях. В соответствии с солярной модальностью символики, мы говорим здесь о направлении обхода , когда объект, расположенный в центре, находится по правую руку. При "полярной модальности" обход осуществляется в противоположном направлении и центр расположен по левую руку. Пример первого случая – парадакшина, принятая в индийской и тибетской традициях. Пример другого рода может быть обнаружен в исламской традиции. Небезинтересно обратить внимание на тот факт, что направление обхода: слева направо или справа налево, – аналогично направлению письма в священных языках соответствующих традиций. В современном масонстве, принято "солярное" направление обхода – , но, судя по всему, в старых "оперативных" ритуалах оно было "полярным", ибо "трон Соломона" располагался на Западе, а не на Востоке. [8] Бхагават-Гита 8: 26. Заметим, что категории света и тьмы, приписанные этим путям, точно соответствуют двум взаимодополняющим принципам ян и инь дальневосточной традиции. [9] С этой двойственной перспективой связано, среди прочего, и то, что на географических картах и планах вверху может распорлагаться Север или Юг. | ||
|