Библиотека >> Гегель
Скачать 16.02 Кбайт Гегель
В этом смысле внутренний опыт есть целиком опыт невозможного (поскольку невозможное есть то, на что направлен опыт, и то, что конституирует его). Смерть Бога была не только событием , вызвавшим известную нам форму современного опыта: смерть Бога смутно очерчивает его скелетообразную нервюру.
Перевод, постскриптум , примечания С.Л.Фокина . * Bataille G. L'Experience interieure.P.: Gallimard.1954.P. ** Никто кроме него не понял так глубоко возможности сознания (ни одна доктрина не может сравниться с гегелевской, это вершина позитивного сознания). Кьеркегор критиковал ее поверхностно ибо: первое - знал ее не в совершенстве, второе: он противопоставляет систему только миру позитивного откровения, но не миру незнания человека. Ницше не знал из Гегеля ничего кроме обыкновенного переложения. "Генеалогия морали" образует своеобычное свидетельство неведения, с которым относились и относятся к диалектике господина и раба, ясность которой просто разительна (это решающий момент в истории самосознания и, следует сказать, в той мере, в какой мы должны отличать одно от другого то, что касается нас - никто ничего не узнает о с е б е, если не схватил заранее этого движения, которое определяет и ограничивает последовательные возможности человека). Фрагмент о господине и рабе "Феноменологии духа" (IV, A) переведен и прокомментирован А.Кожевым в журнале "Mesures" (15 января 1939) под названием: Антиномия и зависимость самосознания (Перепечатано: Kojeve A. Introduction а la lecture de Hegel.Paris. Gallimard 1947. P.11-34) * Klossowski P. A propos du simulacre dans la communication de Georges Bataille // Critique. 1963. N 195-196. P.742-750. _ Dieu vivant, 4e cahier. Ed. du Seuil. 1945. _ Tel Quel N 10. 1962. _ Discussion sur le pechй // Dieu vivant, 4e cahier. P. 122-123. _ Heidegger. Nietzche. T. II. P. 343. _ Op. cit., p. 353. _ См.: "Внутренний опыт". С. 235-236 (примечание). _ См.: Лекции о незнании // Tel Quel N 10. P. 11. _ Ницше Ф. Веселая наука. Книга IV. аф. 333 _ См. "Внутренний опыт". С.230. _ См. Лекции о незнании // Tel Quel N 10. P. 15. _ Op. cit., p. 13. _ См. "Внутренний опыт". С. 237-238. _ Bataille G. Hegel, la mort et le sacrifice // Oeuvres Completes. T. XII. Paris: Gallimard. 1988. P. 344. - Цитируемая работа представляет собой опубликованный в 1955 г. отрывок из более обширного сочинения, которое Батай думал посвятить идеям А.Кожева (1902-1968). _ Derrida J. L'Ecriture et la diffefence. Paris: Seuil. 1979. P. 371. - Перевод этой работы Деррида, выполненный А.Гараджой (См.: "Комментарии" 1993. N 2. С. 49-82), превосходен во многих отношениях, но несколько облегчен опущениями отдельных фрагментов текста, придающих оригиналу особую внутреннюю полемичность. Не считая эти сокращения "незначительными", я попытался построить свой комментарий исключительно на них. _ Ibid., p. 371-372 _ Bataille G. De l'existentialisme au primat de l'economie (I) // Critique. 1947. N 19. P. 523. _ Bataille G. Methode de meditation // Oeuvres Completes. T. V. P. 218 _ О роли всевидящего глаза в мысли Батая интересно писали Р.Барт, Ю.Кристева, М.Фуко, утверждавший, в частности: "Из конца в конец всего его творчества глаз был главной фигурой внутреннего опыта..." (См.: Foucault M. Preface a la transgression // Critique. 1963. N 195-196. P. 763). _ Bataille G. Oeuvres Completes... T. VII. P. 462. - Из автобиографической заметки. Употребление третьего лица в автобиографическом повествовании было одним из приемов трансгрессии самотождественности писателя. _ Bataillе G. Le Coupable // Oeuvres Copletes... T. V... P. 353. _ Foucault M. Оp. cit. P. 755. _ Ibid., P. 753. -------------------------------------------------------------------------------- | ||
|