Библиотека >> Путеводитель души к Богу
Скачать 27.61 Кбайт Путеводитель души к Богу
На основании этого мы понимаем, что существует два способа или две ступени созерцания невидимого и вечного Божьего, первый из которых касается сущности Бога, а второй — личных качеств Ипостасей.
Первый способ прежде всего направляет наш взор на бытие как таковое, утверждая, что Сущий — это первое имя Бога. Второй способ направляет наш взор на благо как таковое, утверждая, что это первое имя Бога. Первый способ в большей степени смотрит на Ветхий Завет, возвещающий прежде всего единство божественной сущности, исходя из чего Моисея было сказано: "Я есмь Сущий". Второй же способ смотрит больше на Новый Завет, определяющий множественность Ипостасей, крестя "во имя Отца и Сына и Святого Духа". Поэтому и Учитель наш Иисус Христос, призывая юношу, который служил Закону, подняться к евангельскому совершенству, на-зывает Бога именно "благим". "Никто, — говорит Он, — не благ, как только один Бог". Иоанн Дамаскин, следуя за Моисеем, говорит, что "Сущий" первое имя Бога, а Дионисий, следуя за Христом, говорит, что первое имя Бога "Благо". Желающий созерцать невидимое Божье, касающееся единства сущности, во-первых, должен направить свой взор на бытие как таковое, и тогда он увидит, что бытие до такой степени имеет в себе несомненнейшее, что невозможно помыслить его небытием, потому что само чистейшее бытие откроется только в полной лишенности небытия, как и ничто — в полной лишенности бытия. Таким образом, как ничто не имеет в себе ничего из бытия, а также из его свойств, так и бытие как таковое не имеет никакого небытия, причем не актуально, ни потенциально, ни в реальности, ни в нашей мысли. Но хотя небытие есть отсутствие бытия, оно попадает в разум только через бытие, бытие же не попадает в разум через что-либо другое, потому что все, что осознается разумом, либо осознается не-сущим, либо сущим потенциально, либо актуально. Таким образом, не-сущее может быть воспринято разумом только через сущее, а потенциально сущее только через актуально сущее. Бытие называется чистым актом сущего: бытие — это то, что первое попадает в разум, и это бытие и есть чистый акт. Но это не частное бытие, которое является бытием "суженным", потому что смешано с потенциальностью, и не аналоговое бытие, которое имеет в себе минимально актуальности. Следовательно, получается, что это бытие и есть божественное Бытие. Насколько же удивительна слепота разума, не видящего то, что прежде всего бросается в глаза и без чего он не может познавать. Но так же как глаз, сосредоточенный на восприятии различных цветов, не видит света, благодаря которому он все это видит, а если и видит, то не замечает, так и глаз нашей души, сосредоточенный на единичных вещах или общих понятиях, не замечает, однако, бытия как такового вне всяких родов, которое, казалось бы, должно первое открыться нашей душе и благодаря которому можно видеть все остальное. Исходя из этого, действительно "каков свет для глаза летучих мышей, таково для глаза нашей души то, что по природе очевиднее всего". Когда глаз нашей души, привыкший к мраку сотворенного сущего и образов, воспринимаемых чувствами, созерцает этот высший свет, то ему кажется, что он ничего не видит. Он не понимает, что этот высший мрак озаряет нашу душу, так же как и телесным глазам при виде ясного света кажется, что они ничего не видят. Итак, взирай, если можешь, на чистейшее Бытие, и откроется тебе, что невозможно помыслить, что оно происходит от чего-либо другого. Поэтому оно мыслится необходимым, так как оно абсолютно первое и не может быть произведено ни из небытия, не из чего-либо другого. Какое же бытие может быть бытием через себя, если бытие как таковое не есть через себя и из себя? Откроется также тебе это чистейшее Бытие как полностью свободное от всякого небытия и через это не имеющее ни начала, ни конца, но вечное. Откроется оно также тебе как не имеющее в себе ничего, кроме бытия как такового, и через это — не как составное, но наипростейшее. Откроется оно тебе как не имеющее ничего в возможности, потому что в противном случае оно имело бы некоторое небытие, а через это — как наисовершеннейшее. Наконец, откроется оно, как не имеющее никакого разделения, а через это — как наивысшее единство. Итак, Бытие, являющееся бытием чистым, простым и абсолютным, является Бытием первым, вечным, наипростейшим, наиактуальнейшим, наисовершеннейшим и наивысшим единством. Эти выводы столь надежны, что невозможно в понимании бытия как такового помыслить противоположное, и одно с необходимостью влечет другое. Но так как бытие простое, то, следовательно, оно простое и первое, а если простое и первое, то оно не может быть создано другим, или же создано самим собой, следовательно, оно вечно. Далее, если оно первое и вечное, потому что не происходит из другого, то, следовательно, наипростейшее. А если оно первое, вечное и наипростейшее, значит, в нем с актуальностью не смешана никакая возможность, и поэтому оно наиактуальнейшее. Таким образом, если это Бытие первое, вечное, наипростейшее, наиактуальнейшее, значит, и наисовершеннейшее, ведь оно не имеет никакого недостатка и к нему ничто не может быть добавлено. | ||
|