Библиотека >> Наука и религия.

Скачать 78.71 Кбайт
Наука и религия.

Вы сможете повлиять на его поведение в том случае, если вам удастся повлиять на его желания; если вы добьетесь в этом успеха, то его этика изменится, если нет - то нет.

Некоторые люди думают, что если всеобщее желание, например желание счастья человечества, не имеет санкции абсолютного блага, то оно иррационально. Такое мнение - результат сохраняющейся веры в объективные ценности. Желание само по себе не может быть ни рациональным, ни иррациональным. Оно может вступать в конфликт с другими желаниями и приводить к несчастью; оно может также вызывать сопротивление в других людях и оставаться неудовлетворенным. Но его нельзя считать "иррациональным" по той лишь причине, что у него нет "оснований". Мы можем желать А, потому что это средство для достижения В, но в конце концов мы должны прийти к чему-то, чего мы желаем, не имея на то причин; однако оно не становится из-за этого иррациональным. Все этические системы воплощают желания тех, кто их проповедует, хотя факт этот и скрыт за словесным туманом. В действительности наши желания носят более общий и менее эгоистический характер, чем воображают многие моралисты; если бы это было не так, никакая этическая теория не смогла бы повлиять на моральное совершенствование. И все-таки не этическая теория, а развитие великих и благородных желаний, ум, счастье и свобода от страха приведут людей к тому, чтобы поступать в согласии со всеобщим счастьем человечества. Каким бы ни было наше определение "блага", те, кто не желают счастья человечеству, не станут ему и способствовать, в то время как те, кто желают его, будут делать все возможное для его достижения.

Наука не решает вопроса о ценностях, но происходит это потому, что такого рода вопрос вообще не решается с помощью интеллекта. Ценность не имеет отношения к истине или лжи. Знание можно получить лишь с помощью научных методов, и поэтому невозможно знать о том, что наука в принципе не способна обнаружить.

Примечания

1. Лютер, Мартин (1483-1546) - немецкий мыслитель и общественный деятель, глава немецкой Реформации, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Известен работами "К христианскому дворянству немецкой нации", "О вавилонском пленении церкви", "О свободе христианина" и др. Основное теологическое произведение - "О рабстве воли" (1525), где Лютер отверг католическое учение о посредничестве церкви между человеком и богом и объявил веру единственным путем спасения. Позднее Лютер уточнил, что "христианскую свободу" следует понимать лишь в смысле "духовной свободы", с которой телесная несвобода вполне совместима. Во время Крестьянской войны 1524-1526 гг. требовал кровавой расправы с восставшими. В приводимой цитате Лютер имеет в виду текст из ветхозаветной Книги Иисуса Навина (10:12-14).

2. Меланхтон, Филипп (1497-1560) - немецкий теолог, после смерти Лютера возглавил движение лютеран. Считался непобедимым в споре, самым образованным из протестантских вождей своего времени; его называли не только "союзником Лютера", но и "учителем Германии". Меланхтон помогал Лютеру в переводе Библии на немецкий язык.

3. Кальвин, Жан (1509-1564) - деятель Реформации, основатель кальвинизма, наиболее полно выразившего ее буржуазный характер. Основное сочинение - "Наставление в христианской вере" (1536, шестое прижизненное издание - 1559). Главные идеи Кальвина - "абсолютное предопределение", "профессиональный успех" и "мирской аскетизм"; профессия - место служения богу и является самоценностью, а не средством для достижения каких-то внешних целей. Отсюда - строгая моральная дисциплина, даже суровость во всех вопросах мирской жизни. Кальвин отличался крайней нетерпимостью к чужим взглядам.

4. Уэсли, Джон (1703-1791) - английский проповедник, основатель методизма - одного из направлений в протестантизме, отделившегося от англиканской церкви.

5. Браге, Тихо (1546-1601) - датский астроном, не признавал гелиоцентрическую систему мира и предложил свою (Солнце движется вокруг Земли, стоящей в центре мироздания, а планеты - вокруг Солнца). В 1576-1597 гг. возглавлял обсерваторию "Ураниборг", где наблюдал движения звезд, планет и комет и определял их положение.

6. Рудольф II (1552-1612) - император Священной Римской империи в 1576-1612 гг., австрийский эрцгерцог, проводивший политику католической реакции.

7. Речь идет о новозаветной книге Откровение Иоанна, или Апокалипсис.

8. Доктрина реального присутствия - учение о постоянном присутствии бога в мире, его управлении божьей волей.

9. "Индекс запрещенных книг" (лат. Index librorum prohibitorum) - официальный перечень книг, чтение которых католическая церковь запрещала верующим под угрозой отлучения. Впервые был издан в 1559 г., после этого выпускался более 40 раз, систематически пополняясь новыми названиями. Происхождение самой идеи "Индекса" установить трудно, впрочем, уже в Деяниях апостолов одобряется сожжение "чародейских" книг обращенными ефесянами (Деян 19, 19).


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40