Библиотека >> Принципы жизни. Книга для героев.
Скачать 54.3 Кбайт Принципы жизни. Книга для героев.
Иногда он стучится и в уже закрывшуюся дверь -
случается ее удается открыть или хотя бы приоткрыть - что бы заглянуть и
сказать: Мне и в само деле не туда - а иногда и нет. Теперь двери чаще
закрываются, чем открываются, и многие ровесники остались или успели
оказаться за закрытыми дверями.
Все меньше дверей в коридорах. Иной раз человек попадает в комнату, где выход там же где и вход и торопится поскорее уйти. Вот наконец и входная дверь, она всегда не заперта. И наконец человеку удается выбраться из этого ужасно запутанного дома жизни. Где он теперь и что с ним? Только выбравшись из дома, он понимает, где он собственно находился. И если снова вернется в дом, будет знать путь. Идти в обратном направлении - большое искусство. Имеющий путь идет по жизни, как по своему дому, знает какие двери
открывать, а в какие не стучаться. Он никогда не хлопнет за собой дверью, и
закроет ее за собой окончательно, чтобы не возвращаться.
Точность поведения вовсе не исключает его мягкости. Именно точность освобождает от применения излишней неумной и травмирующей силы. Искусство обратимого и необратимого - искусство владения временем.
Короля играют придворные. По их поведению мы можем понять, что нам предстоит сейчас встреча именно с королем, или что перед нами не кто-нибудь, а король. Или что мы сейчас говорили не с кем-нибудь, а с самим королем. Если придворные не обращают на того, кого мы приняли за короля, никакого особого внимания, мы понимаем, что ошиблись, никакой это не король. И если человек играет короля, но придворные как таковые вообще отсутствуют в природе, то это не король, а скорее больной несчастный человек. Мертвого играют живые. Что человек умер, обыкновенно узнают по поведению других. Здесь и слов недостаточно. Поведение важнее. О том, что человек умирает, что смертен, мы тоже узнали от других. И нет у нас свидетельств об этой стороне жизни, какой является смерть, иначе как от других. Другое дело - тело человека. Оно обращается в прах, и это не зависит от мнения или слов людей. И если бы не это, если бы не оставалось тело, кто знал бы, что жил человек и вправду? Что он не придуман нами? Тело дано человеку, чтобы наводить его на мысль о смерти. Тело является важным свидетельством, что человек есть, или что он был. Это свидетельство не только для других людей, но и для самого человека. Когда он обнаруживает, что его тело отсутствует, он сомневается в своем существовании и только поведение других людей говорит ему, что он есть или был. Если бы мы не узнавали от других людей о смерти, как бы мы
догадались о ней?
Тело - главные часы человека, которые отмеряют ему время: тело стареет. Зачем ему все часы мира, если бы не было этих главных часов?! Вторые по значению часы - тела других людей. Многим кажется, что собственно тело - часы неточные, что они могут спешить или отставать. Что не может вся рота идти не в ногу, а только командир - в ногу. Но все становится на свои места, как только мы уберем от человека его главные часы. Тогда-то и становится ясно, что иные часы бессмысленны и ничего не показывают. Вообще. Что же такое - часы? Они отмеряют время. Если часы отмеряют не время, а что-то другое - это уже не часы. И какое же время они отмеряют? Время подвижности тела, время, пока человек может сам двигать свое тело или его части. Другими словами, время жизни. И чем больше умеет человек двигать своим телом, тем больше в нем жизни. Тем больше сил и возможностей для открывания дверей. Он может экономить эти силы и возможности, не тратя их на закрывание дверей за собой, не совершая, по возможности, необратимых поступков. Но все же - часы идут, отмеряют время, и человек полностью лишается возможности как-либо двигать своим телом. Часы идут. Вновь открытые двери - минуты и секунды в этих часах.
Другие часы - это тела других людей, животных и растений, механических и прочих иных устройств. Тех, что сделаны людьми и тех, что даны в пользование людям другим путем. И хотя все эти части показывают время по-разному, между ними есть известное сходство. | ||
|