Библиотека >> Тавистокские лекции.

Скачать 96.27 Кбайт
Тавистокские лекции.

Когда такой образ спонтанно образуется в фантазиях, сне, видениях и т. д., то он является с психологической точки зрения явлением самости, символом психологической целостности.

«Только через психическое бытие мы можем установить, что Бог влияет на нас, но при этом мы не способны распознать: исходят ли эти влияния от Бога или из бессознательного. Мы не может сказать: является ли Бог и бессознательное двумя различными сущностями или нет. Оба понятия являются пограничными для трансцендентного содержания. Но эмпирически можно установить с достаточной степенью вероятности, что в бессознательном имеется архетип целостности, который проявляет себя спонтанно в снах и т. д. и тенденция, зависящая от сознательного желания соотносить другие архетипы с этим центральным. Поэтому не кажется невероятным, что архетип воссоздает символизацию, которая всегда символизирует и выражает Божество...

«Бого-образ не совпадает с бессознательным, как таковым, но лишь со специфическим содержанием последнего, а именно – архетипом самости». (Юнг К. Г. Психология и религия: Запад и Восток // CW. Vol. 11. Р. 468).

«Бого-образ можно объяснить... как рефлексию самости или, соответственно, объяснить самость как божественный образ в человеке». (Там же, Р. 190).

ГИЕРОГАМИЯ

Священный или духовный брак, объединение архетипических фигур в возрожденных мистериях древности, а также в алхимии. Типичными примерами являются представления Христа и Церкви как жениха и невесты и алхимическое соединение солнца и луны.

ДУША

«Если человеческая душа и являет собой нечто, то это нечто оказывается невообразимо сложным и многообразным, и, разумеется, приблизиться к этому нечто с позиций просто психологии инстинкта, невозможно. Я могу только вглядываться пристально с изумлением и трепетом в глубины и высоты нашей психической жизни. Ее непространственный универсум скрывает несказанное изобилие образов, которые были накоплены миллионами лет развития живого и зафиксировались в организме. Мое сознание подобно глазу, который проникает в наиболее отдаленные пространства, оказываясь там уже психическим не-Я (ЭГО), заполняющим эти пространства непространственными образами. И эти образы являются не бледными тенями, а мощными психическими факторами... Рядом с этой картиной я бы хотел поместить зрелище звездного неба ночью, так как единственный эквивалент универсума внутри нас – универсум вовне; и как только я постигаю этот мир с помощью тела, тотчас же я обнаруживаю его посредством психического». (Юнг К. Г. Фрейд и психоанализ // CW. Vol. 4. Р. 331).

«Было бы богохульством утверждать, что Бог может обнаружить себя везде кроме человеческой души. В самом деле сама интимность отношений между Богом и душой автоматически предотвращает последнее и сводит его на нет. Мы зашли бы слишком далеко говоря о близости, но все события в душе должны содержать в себе способность отношения к Богу, т. е. соответствие, в противном случае связь никогда не могла бы возникнуть. Это соответствие в психологических терминах, есть архетип Бого-образа». (Юнг К. Г. Психология и алхимия // CW. Vol. 12. Р. 10).

ИНДИВИДУАЦИЯ

«Я использую термин „индивидуация“ для обозначения процесса посредством которого человек становится психически „индивидуальным“, неразделимым единством или „целым“. (Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное // CW. Vol. 9. i. P. 275).

«Индивидуация означает становление единого, гомогенного бытия и насколько индивидуальность охватывает нашу сокровенную, окончательную и неразделимую неповторимость, настолько они также включает становление самости. Поэтому мы можем перевести индивидуацию как „путь к себе“ или „само-реализацию“. (Юнг К. Г. «Два эссе по аналитической психологии // CW. Vol. 7. Р. 171).

«Снова и снова я замечаю, что процесс индивидуации неправильно отождествляется со становлением ЭГО в сознании, и, что в результате ЭГО идентифицируется с самостью, а это, естественно, создает плачевную концептуальную неразбериху. В этом случае индивидуация есть не более, чем эгоцентрация и автоэротизм. Но самость включает неопределенно больше, чем просто ЭГО... Самостей столько же сколько и ЭГО. Индивидуация не исключает себя из мира, но собирает в себя мир». (Юнг К. Г. «Структура и динамика психического бытия // CW. Vol. 8. Р. 226).



ИНТРОВЕРСИЯ

Отношение или позиция, характеризующиеся ориентацией в жизни, основанной на субъективных психических содержаниях. (См. Экстраверсия ).

КВАТЕРНОСТЬ

«Кватерность является архетипом почти всеобщего распространения. Она образует логическую основу для любого целостного суждения. Желая воспроизвести суждение подобного рода, неизбежно попадаешь в выражение четырехкратности. К примеру, если вы хотите описать горизонт как целое, вы называете четыре части света. Везде вы натыкаетесь на четыре элемента, четыре первичных качества, четыре цвета, четыре касты, четыре способа духовного совершенства и т. д. По-видимому существуют также и четыре аспекта психологической ориентации.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49