Библиотека >> Чтения о богочеловечестве.

Скачать 135.35 Кбайт
Чтения о богочеловечестве.

<<26>> Если пространство есть форма внешнего единства природного мира и условие механического взаимодействия существ, то время есть форма внутреннего объединения и условие для восстановления органической связи существующего, которая в природе, не будучи данною, по необходимости является достигаемою, то есть как процесс.

<<27>> Латинское слово natura (имеющая родиться) весьма выразительно для обозначения мировой души; ибо она в самом деле еще не существует как действительный субъект всеединства - в этом качестве она еще имеет родиться.

<<28>> Говоря определеннее, образующие начала материальной природы, существующие и действующие в ней силы единства, которые человеческий дух первоначально имел в себе и под собою как свои базис (поскольку и сознание человеческое возникло генетически из того же мирового процесса), - эти силы теперь (вследствие падения человека) являются вне его и над ним и, постепенно вступая в сознание (в теогоническом процессе), овладевают им как силы высшие, или божественные.

<<29>> В 3-м, 4-м и 5-м чтениях.

<<30>> Это определение, вытекающее из нашего понятия "о духовном человеке", или втором Адаме, безусловно тождественно с догматическими определениями Вселенских соборов V - VII веков, выработанными против ересей несторианской, монофизитской и монофелитской, из коих каждая представляет прямое противоречие одному из трех существенных логических условий для истинной идеи Христа.

<<31>> Чтобы пояснить это сравнением из природного мира - человек как существо сравнительно высшее, действуя на какое-нибудь низшее животное, не может явиться ему во всей полноте своей человеческой жизни: но те ограниченные формы, в которых, напр., собака воспринимает явление своего хозяина, принадлежат только уму животного, нисколько не ограничивая и не изменяя собственное бытие воспринимаемого им человека.

<<32>> Эти слова иногда понимаются так, будто Христос говорит искусителю: не искушай Меня, так как Я Господь Бог твой. Но это не имело бы никакого смысла, потому что Христос подвергается искушению не как Бог, а как человек. На самом же деле второе возражение Христа, так же как и первое, представляет прямой ответ на то, что предлагается искусителем: предлагается дерзновенным действием искусить Бога, и против этого, как и против первого предложения, Христос ссылается на Писание, запрещающее искушать Бога.

<<33>> Несколько лет тому назад в Париже мне пришлось слышать от одного французского иезуита следующее рассуждение: "Конечно, в настоящее время никто не может верить в большую часть христианских догматов, например, в Божество Христа. Но вы согласитесь, что цивилизованное человеческое общество не может существовать без твердого авторитета и прочно организованной иерархии, но таким авторитетом и такою иерархией обладает только католическая церковь, поэтому всякий просвещенный человек, дорожащий интересами человечества, должен стоять на стороне католической церкви, то есть должен быть католиком".

<<*1>> Юридически, фактически (лат.).

<<*2>> Нехорошо многовластие, один да будет властитель (греч.) - цитата из "Илиады" Гомера (II, 204).

<<*3>> Цитата из стихотворения А. С. Хомякова "Давид".

<<*4>> Цитата из стихотворения А. С. Хомякова "Надпись на картине (Ангел спасает две души от Сатаны)".

<<*5>> Вывод из недоказанного (лат.).

<<*6>> Противоречие в определении (лат.).

<<*7>> Цитата из стихотворения Г. Гейне: Вдоволь на земле произрастает хлеба Для всех человеческих сынов, Но красоты и сладости миртов и роз И сахарного горошка от этого не будет (нем.)

<<*8>> Благое пожелание (лат.).

<<*9>> Всеобщее после вещи; имя или слова; всеобщее прежде вещи (лат.).

<<*10>> Такое приложение не было опубликовано.

<<*11>> Цитата из стихотворения Соловьева "Как в чистой лазури затихшего моря".

<<*12>> Значения этих слов различались написанием: мир - отсутствие ссоры, вражды, лад, согласие, приязнь, доброжелательство, тишина, покой, дружба; мip - вселенная; земной шар, земля, свет, род человеческий, община.

<<*13>> Цитата из стихотворения А. К. Толстого "Меня, во мраке и пыли...".

<<*14>> Овидий. "Наука любви" (III, 549 - 550); ср. та же цитата в "Критике отвлеченных начал" (гл. 44).

<<*15>> В скрытом виде (лат.).

<<*16>> Неточная цитата из стихотворения А. А. Фета "Измучен жизнью, коварством надежды..


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80