Библиотека >> Шесть наставлений о Раджа-йоге.

Скачать 12.75 Кбайт
Шесть наставлений о Раджа-йоге.

Затем следует крайне усердное сосредоточение сил на каком-нибудь предмете.

Тот, кто много говорит, не может стать йогом.

 

 

Второе наставление

 

Эта йога известна под названием восьмикратная йога, так как она делится на восемь главных частей, а именно:

I. Яма. - Она имеет большое значение и должна управлять всей жизнью. Она имеет пять правил:

1. Никому не вредить мыслью, словом или действием.

2. Не быть корыстолюбивым ни мыслью, ни словом, ни действием.

3. Полное целомудрие мысли, слов и действий.

4. Полная откровенность мысли, слов и действий.

5. Полная безгрешность в мыслях, словах и действиях (не принимать даров).

II. Нияма - уход за телом, ежедневное купанье, питание и прочее.

III. Асана - положение тела: бедра, плечи и голову следует держать прямо; спинной хребет не должен быть напряжен.

IV. Пранаяма - сдерживать дыхание (чтобы управлять праной или жизненной силой).

V. Пратьяхара - направить ум внутрь и удерживать его от всего внешнего, размышлять о сущности, чтобы вникнуть в нее.

VI. Дхарана - сосредоточение на известном предмете.

VII. Дхьяна - созерцание.

VIII. Самадхи - озарение, цель всех наших стремлений.

Яма и нияма практикуются в течение всей жизни. С остальными надо следовать примеру гусеницы, не выпускающей травинку, не ухватившись крепко за следующую.

Другими словами: надо вполне понять и практиковать одну ступень перед тем, как перейти на другую. Здесь мы остановимся на пранаяме или управлении праной. В раджа-йоге дыхание относится к психическому плану и ведет нас к духовному. Оно служит маховым колесом всей телесной системы.

Дыхание действует первым долгом на легкие, легкие на сердце; сердце - на кровообращение. Последнее ощущение может возбудить волю. Наши желания слабо выражаются, мы так проникнуты материей, что мы не проникаемся их силой. Большинство наших действий происходит под влиянием извне. Внешняя природа лишает нас равновесия, а мы не в состоянии выбить природу из равновесия (что нам следует делать). Все это неправильно: главная сила действительно находится внутри.

Великими святыми и наставниками стали те, которые победили мир внутри себя и потому обладали силой слова.

Рассказ о священнослужителе, запертом в высокой башне, который освободился при содействии жены, принесшей ему жука, меду, шелковую нитку, веревку и канат, разъясняет нам, каким путем мы можем приобрести влияние на наш ум, регулируя первоначально физически дыхание как бы шелковой ниткой. Это дает нам возможность завладеть одной силой за другой, пока канат созерцания не освободит нас из телесной темницы, чем мы достигнем свободы.

Добившись свободы, мы сможем отбросить средства, помогшие нам достичь ее.

Пранаяма состоит из трех частей:

1. Пурака - вдыхание.

2. Кумбхака - задержание дыхания.

3. Рехака - выдыхание.

Существуют два флюида, проходящие через мозг и затем вдоль спинного хребта; у его основания они скрещиваются и возвращаются в мозг. Один из этих флюидов, называемый солнечным (пингала), исходит из первого полушария мозга, переходит у основания мозга на левую сторону позвоночного столба и снова переходит направо у основания спинного хребта, описывая как бы половину цифры восемь.

Другой флюид, лунный (ида), проходит в обратном направлении, завершая цифру восемь. Нижняя часть, конечно, намного длиннее верхней. Эти флюиды проходят денно и нощно и создают в различных местах важные жизненные силы, известные под названием сил "солнечного сплетения", нами редко сознаваемых. При помощи сосредоточенья мы можем научиться ощущать их и проследить их по всему телу. Эти токи "солнца и луны" тесно связаны с дыханием и, регулируя их, мы можем управлять плотью.

В "Катха-упанишаде" плоть изображается как колесница, разум - вожжи, воля - возница, чувства - кони, а цель, к которой направлены чувства, - путь. Само "Я" - это ездок в колеснице.

Если возница не обладает знаниями и не умеет управлять конями, то он никогда не сможет достичь цели, а чувства - подобно злым коням - понесут его по своему усмотрению и могут даже убить его. Эти два флюида служат главной уздой в руках возницы, и он должен ими управлять.

Мы должны приобрести нравственность: без этого мы не можем управлять нашими действиями. Лишь йога дает нам возможность применять в действиях правила нравственности. Цель йоги - нравственность. Все великие учителя были йогами и управляли каждым флюидом.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7