Библиотека >> О сопротивлении злу силою

Скачать 154.04 Кбайт
О сопротивлении злу силою

Второй исход создает иллюзию целесообразности и иллюзию победы добра, незаметно отрывает борющегося от его главной и конечной пели и развращает его душу идеею вседозволен-ности: в результате дурные средства начинают служить дурным целям и возникает воззрение, будто "жизненно только греховное" и будто "умному человеку и грех не страшен". Ясно, что оба эти исхода ведут, в конечном счете, к одному и тому же-к общественной деморализации.

(1) См главы третью и четырнадцатую.

(2) См. главы третью и шестую.

(3) См. главу шестнадцатую.

(4) См. главы шестую, седьмую, тринадцатую, шестнадцатую и восемнадцатую.

(5) Martin Luther. "Ob Kriegsleute auch in seligem Stands sein kunnten". 1526 г. Абзацы 5, б, 7. "Denn die Hand, die solch Schwcrt fiihret und wiirget, ist auch alsdenn nicht mehr Menschenhand, sondem Gotteshand und nicht dcr Mcnsch, sondem Gott hangct, radert, cnthaupt, wurget und krieget; cs sind alles seine Wcrk und seine Gerichte".

(6) Там же. Абзац 1: "greyer Mut und kecks Hcrz".

(7) Там же. Абзац 1: "den schwachcn, bloden und zw.cifcidcn Gcwisscn".

(8) Неrm. Busenbaum. Medulla Teoloeiae Moralis. MDCCXV. Lib. III. Tract. IV. Cap. I. Dubium IV: "An aliquando uceat occidcrc? Dirccta intcntionc ct scienter nunquam licet, nisi Deus omnis vitae Dominus cocedat"" , p. 125. В парижском издании 1670 г. "Dubium IV" читается так: "An aliquando liceat occidcrc inniccntcm?"" ""

(9) P. Petrus Alagona. Sancli Thomae, Aquinatis Theologiae summae compendium. Romac. 1619. Ex prima sccundac. Quaestio XCIV. De Icge Natural!. Articulum 5: "Ex mandato Dei licet occidcre innoccntem, furari, fbmicari, quia cst Dominus vitae et mortis ct sic facere efus mandatum cst dcbifum".

(10) См. главы пятую, шестую, седьмую, восьмую и восемнадцатую.

(11) Этим мы решительно отводим ту казуистическую постановку вопроса, которая столь распространена в морально-теологических трактатах иезуитов. Они спрашивают обычно о позволенности того или иного поступка (an liceat?) и отвечают терминами: licet, potest, licete, poteste, excusatur, absolvetur, non tenetur, ad nil tenetur etc. Вследствие такого расширяющего толкования идеи "позволенности" эта идея начинает включать в себя множество запретных деяний, извиняемых то в силу затруднительного положения грешника ("gravis neccssitas"), то в виду навязчивости греховного влечения (отсутствие согласившейся воли - "voluntas conscnticns"), то в виду аффекта, парализовавшего свободу грешника (usus rationis perturbatur, libertas tollitur), то в виду его непредусмотрительной наивности ("non advertatur malitia")". Такая постановка вопроса, выросшая из запросов католической исповедальни, отнюдь не способствует верному различению добра и зла, права и долга, греха и святости; напротив, она может только поощрять малодушие и вести к соблазнам.

(12) Учение о том, что благая цель "оправдывает" или "освящает" дурные средства, не раз приписывалось за последние века иезуитам. При этом приписывающие обычно упускают из вида то обстоятельство, что иезуиты говорят в своих трактатах совсем не о "праведности" и не о "святости", а лишь о "негрсшности" и "позволенности": действительно, ради благой цели они нередко разрешают как негрешные различные дурные средства; однако, как мною уже указано, позволенное не есть еще тем самым праведное, а негрешное не есть еще тем самым святое. Положение иезуитов в этом споре было бы гораздо более трудным, если бы противники их говорили не об "оправдании" дурных средств, ао разрешении их. Наряду с этим у иезуитов нетрудно найти учение об оправдании дурных поступков (не средств!) благою целью. Об этом см., напр., у Escobar et Mcndoza", Univcraae Theologiac moralis... Volumcn Quartum. Lugdini. MDCLXIII. Liber XXIII. CaputXX. Probl. LXV. Говоря о деяниях, дурных "ex natura sua"' , этот ученый иезуит формулирует такое воззрение: "Finis cnim dat spccificationcm actibus et ex bono, vel malo fine boni, vet mali redduntur" (буквально: "ибо цель сообщает деяниям их специфическую ценность, и в зависимости от хорошей или дурной цели деяния делаются хорошими или дурными"). Вслед за тем Эскобар "приписывает это воззрение девяти видным иезуитским богословам, в том числе Соту, Толсту, Васксцу, Лсссию и Санкецу" . По-видимому, и сам он склоняется к нему: срв. "primam amplcctor sententiam", "probab И.А.Ильин - О сопротивлении злу силою orcm essc judico"""


-------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

21. О ДУХОВНОМ КОМПРОМИССЕ
Вопрос о сопротивлении злу-сопротивляться ли ему и как именно - есть вопрос не настроения, не произвола, не вкуса и не темперамента, а вопрос характера и религиозности, вопрос религиозного характера; это вопрос основной религиозной силы-любви, и притом мироприемлющей любви. Вся основная проблема нашего исследования не имеет смысла для того, кто отвергает мир, кто не признает его ценности, не видит заложенных в нем божественных сил и заданий и не приемлет их волею.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85