Библиотека >> Язык и религия лекции по филологии и истории религий

Скачать 319.61 Кбайт
Язык и религия лекции по филологии и истории религий

Ср. также некоторые любопытные фольклорные данные, говорящие о внимании народа к имени. В сборнике Даля "Пословицы русского народа" (1862) и в его "Толковом Словаре" читаются, например, такие максимы: Корова без клички – мясо; Ребенок без имени – чертенок; Аминь человека спасает; Аминь дело вершит. Рядом же – пословичная "полемика": Аминем квашни не замесишь; От аминя не прибудет. В том, что пословицы противоречат друг другу, и заключается народная мудрость, но разумеется, этот "спор" принадлежит сравнительно недавнему времени.

21. Лексико-фразеологические свидетельства словесной магии
Даже по достаточно поздним народным представлениям, слово, имя – это главный "инструмент" магии. Характерно, что в восточнославянских языках почти все обозначения колдовства и того, кто колдует, связаны по происхождению с глаголами речи*. Так, в словах колдун, колдовать этимологи находят древний индоевропейский корень, родственный литовскому слову kalba 'язык', латышскому kalada 'шум, ссора', латинскому calo 'вызываю, созываю' (Фасмер, II, 287). Слова волхв, волхвовать – по происхождению звукоподражания: это имитация неразборчивой, неясной речи**; его латинское соответствие balbutire означало 'заикаться, запинаться, бормотать'; 'чирикать, щебетать', 'говорить невразумительно'. В свой черед от волхв происходят слова волшба, волшебник. Слово кудесник происходит от древнерусск. кудеса 'чары, колдовство' (позже его звуковой облик изменился: стало чудеса); древняя основа, к которой восходит слово куда (чудо), связано с обозначениями восприятия речи – 'замечать, внимать, слушать' (ср. также родственное слово чуять), В древнерусском было еще одно слово со значением 'колдун, ведун, знахарь' – балий (оно означало также 'врач, лекарь'). По происхождению балий связано с древнерусск. баяти, 'говорить, рассказывать; заговаривать, лечить'; к баяти восходит слово басня (ср. пети – песнь, баяти – баснь). Что касается слова врач (известного уже первым славянским текстам в значении 'лекарь, врач'), то оно, как и балий, волшебник или колдун, тоже происходит от глаголов речи – именно от слов врать и ворчать (т.е. оно образовано по модели, характерной для обозначений колдунов); неудивительно, что в болгарском языке врач до сих пор означает 'колдун', а в сербском – 'прорицатель'.

* Меньшая часть таких обозначений мотивирована иначе вещун, ведьма, ведьмак, знахарь (и знатливый человек) связаны со словами знать и ведать', ворожей, ворожея (и ворожба) восходят не к глаголу речи и не к глаголам мысли (знать, ведать), а к слову вр?шти, у которого в старославянском и древнерусском языках одно из значений было 'бросать жребий' (Фасмер, I, 353)

** По достаточно распространенным представлениям, речь колдуна, шамана и не может быть вполне внятной посторонним В реальности так оно и было жрец, шаман, колдун совершали магические ритуалы нередко в состоянии транса, мистического экстаза, при этом их речь могла терять членораздельность В некоторых мифологических традициях пророку приписывается косноязычие (в том числе Моисею, первому пророку Бога Яхве у древних иудеев), возможно, косноязычие – это символ "сверхречи", подобно тому, как слепота мифологического поэта нередко означает "сверхзрение" (В H Топоров) Вообще говоря, невнятность речи, наличие "темных" (в той или иной мере непонятных слушателям, а иногда и исполнителям) слов и связанная с этим "таинственность" – общая черта фидеистических текстов (в этой связи специально о заговоре см §39)

С глаголами речи связаны также некоторые обозначения того, кто предсказывает будущее: гадалка – производное от глагола гадати, которое в древности означало 'говорить' (судя по тому, что именно это значение зафиксировано у древнейшего из индоевропейских соответствий, см.: Трубачев, 1979, VI, 78); далее, пророк, прорицатель, производные от корня рек- / рок- / риц- / речь)*. С этим же корнем связаны слова урок 'колдовство, порча, сглаз' (известное во всех восточнославянских языках), бел. сурочыць 'сглазить', русск. изурочить 'околдовать', сурочить 'освободить от колдовства, вылечить заговорами' (Фасмер, IV, 169); ср. также урочливый 'легко подпадающий порче, урокам, кто боится сглазу, кого легко изурочить' (Даль, IV, 509). С этим же корнем связано слово рота 'клятва, присяга' (устаревшее в восточнославянских языках, но сохранившееся в польском, словенском, сербском, хорватском языках; впрочем, у Даля рота, ротьба приводятся еще как вполне живые слова: это "божба, клятва, клятьба; особые заклинанья вроде отсохни рука (если неправду говорю), чтоб мне провалиться... и пр.)". Вполне очевидна связь с глаголом речи и таких поздних обозначений знахарей, как шептун, шептунья. С глаголами речи связаны и обозначения самого колдовства: русск. заговор, нашепты, зарок (ср. у Даля: Он зароки знает 'заговоры знает', Клад кладется с зароком); белорусск. замова, шэпты, украинск. замовляння. Вообще, заветное, или вещее слово, или прямое слово – это именно то, чем творился заговор.

* Мена гласного в корне обусловлена закономерными фонетическими чередованиями в индоевропейском языке.

Для заговора как жанровой разновидности фидеистических текстов характерна принципиальная неопределенность (туманность, загадочность) самой ситуации заговорного речевого акта (см.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161