Библиотека >> Эволюция философской мысли

Скачать 45.65 Кбайт
Эволюция философской мысли

Еще более скептически настроен П. Мерлан (The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, p. 126-132). Ср. также: Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М.. 1927, с. 454, примеч. 211; В. Йегер оценивал роль Посидония в подготовке неоплатонизма прежде всего в связи с засвидетельствованной Секстом Эмпириком, Плутархом и Феоном Смирнским комментаторской работой Посидония над "Тимеем" Платона. Эта точка зрения была широко принята в науке (ср.: Блонский П. П. Философия Плотина. М., 1918, с. 14: "Историко-философская позиция Посидония определяется тем, что он был стоическим комментатором «Тимея»"). Однако К. Рейнхарт нашел доводы, позволяющие поставить под сомнение самое существование Посидониева комментария к "Тимею".

Как известно, Ф. Тютчев воспринял идею "всемирной симпатии" через посредство Ф. Шеллинга и вообще мыслителей немецкого романтизма ("Не то, что мните вы, природа"). В психоаналитических теориях К.-Г. Юнга важную роль играет понятие "акаузальной синхронной зависимости".

Ср.: Vцlker W. Fortschritt und Vollendung bei Philo von Alexandria. Leipzig, 1938; Brйhier E. Les idйes philosophiques et religieuses de Philon d'Alexandrie. 2-me йd. P., 1950; Daniйlou J. Philon d'Alexandrie. P., 1958.

Например: De opificio mundi, 17; 20; De confusione linguarum 63; 172; De specialibus legibus, I, 47-48; 329; De Cherubim, 49.

Ср.: Lewy H. Sobria Ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929.

Ср.: Блонский П. П. Философия Плотина; Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука; Он же. Диалектика числа у Плотина. М., 1928; Он же. Плотин. – Философская энциклопедия, т. 4, с. 275-277; Wundt M. Plotin. Studien zur Geschichte des Neuplatonismus. Leipzig, 1919, I; Mehls G. Plotin. Stuttgart, 1924; Inge W. R. The Philosophy of Plotinus. L., 1929. I-II; Schwyzer H. R. Plotinos. – RE, 1951, XLI Hbbd., Sp. 471-592; Brйhier E. La philosophie de Plotin. P., 1961.

Ср.: The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, p. 14.

Plot. Enneades, V, 1, 8; VI, 2, 1; 3, 5.

Ср.: Блонский П. П. Философия Плотина, с. 260 – 262.

Как известно, Порфирий объединил трактаты учителя по шести девятерицам ("Эннеады" – по-гречески "Девятерицы"), которые соответствуют шести основным темам философии Плотина: этика философской жизни – материальный мир – творящая природа – Душа – Ум – Единое. О смысле этого плана см.: Блонский П. П. Философия Плотина, с. 38-40. Допустив в игру мистику чисел (девятерица – квадрат триады, шестерка – "совершенное" число, равное сумме своих множителей), Порфирий, несомненно, обеспечил именно этим полноту, с которой сохранились творения его учителя; невозможно было что-нибудь выкинуть, ибо тогда нарушился бы магический числовой распорядок, действовавший на воображение.

Porphyr. Vita Plotini, 2; ср.: The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, p. 215.

Plot. Enneades, III. 2.2; V, 2.1.

Ср.: Лосев А. Ф. Диалектика числа у Плотина; Guyot H. Plotin et la gйnйration de l'intelligence par l'Un. – Revue nйoscholaslique, 1905. p. 55-59.

Plot. Enneades, V, 2.1.

Как говорится у Мария Викторина, из неоплатоника ставшего христианским богословом, "Отец глаголет молчанием, Сын же – речью" (Ad Candidum, XVII, 23).

Эти слова употреблены в известном тропаре Косьмы Маюмского на воскресенье Пятидесятницы ВбуЯлех ПхсЬнйе, Рбсбклзфе (РенфекпуфЬсйпн, 219), употребительном и вне "чинопоследования" этого праздника. Однако еще ранее те же слова составили рефрен кондака Романа Сладкопевца (см. ниже гл. VI) на среду пятой недели Великого поста (Romanos le Mйlode. Hymnes/Texte critique etc. par I. Grosdidiйr de Matons. P., 1967, IV, p. 243-260).

Характерно, что одним из наиболее неприемлемых пунктов христианской догматики для неоплатоников был догмат о конкретном боговоплощении (ср. похвалу императора Юлиана Аэтию).

Блонский П. П. Философия Плотина, с. 95.

Это прежде всего тема знаменитого антигностического трактата Enneades, II, 9.

Iustiniani Confessio rectae fidei adversus tria capitula. – PG, t. 86.

Leant. Hierosolym. Adversus Nestorianos, I, 6. – PG, t. 86, col. 1421 C.

Согласно новозаветному тексту, во Христе "обитает вся полнота (рлЮсщмб) божества телесно" (Col., II, 9).

Ср.: Kleiner A. J. Porphyrius, der Neuplatoniker und Cristenfeind. Paderborn, 1896; The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, p. 283-297.

Русский перевод сохранившихся фрагментов в кн.: Ранович А. Б. Античные критики христианства. М., 1935.

Plot. Enneades, II, 9.

The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, p. 210.

Ср.: Bidez J. Le philosophe Jamblique et son йcole. – REG, 1921, XXXII, p.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22