Библиотека >> Порфирий

Скачать 15.4 Кбайт
Порфирий

Обще для них и то, что, сохраняя тот же самый смысл, сказывается и род о своих видах, и собственный признак о том, у чего это- собственный признак.


О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ РОДОМ И СОБСТВЕННЫМ ПРИЗНАКОМ

Различаются они там, что род идет раньше, а собственный признак- позже: должно существовать живое существо, а затем она должно делиться посредством различающих и собственных признаков. И род сказывается о нескольких видах, а собственный признак- об одном виде , у которого это- собственный признак. И для собственного признака имеется взаимность оказывания


ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РОДА И ПРИВХОДЯЩЕГО ПРИЗНАКА

У рода и у привходящего признака общее-то, что они, как было указано, сказываются о многом, будут ли это отделимые привходящие признаки, или это будут признаки неотделимые; ведь и движение сказывается о многих вещах, и черный цвет о воронах, об эфиопах и о некоторых неодушевленных предметах.


О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ РОДОМ И ПРИВХОДЯЩИМ ПРИЗНАКОМ

Род отличается от привходящего признака тем, что сам он (род) стоит впереди видов, между тем привходящие признаки -после видов: если взять даже и привходящий признак неотделимый, все же то, к чему привходит что-нибудь, идет раньше, нежели это привходящее свойство. И роду одинаковым образом причастно то, что причастно, между тем привходящему свойству -неодинаковым: связь с привходящими свойствами может быть дана в усиленной и ослабленной степени, между тем с родами- нет. Равным образом, привходящие свойства основным образом находят себе опору в индивидуальных предметах, между тем роды и виды по природе предшествуют индивидуальным субстанциям. И роды высказываются о том, что стоит под ними, при указании его сути (существа), между тем привходящие свойства-при указании, какого каждая вещь качества или в каком находится состоянии: на вопрос, каков по качеству эфиоп, ты скажешь, что черен и


ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Как отличается род от остальных четырех "^логических моментов>, это указано, но оказывается также, что каждый из всех остальных отличается от четырех , так что если всего дано пять, а каждый в отдельности отличается от четырех, тогда при помножении пяти на четыре общее количество различий получается двадцать. Однако же дело обстоит не так, но так как все время подсчитываются те, которые идут дальше в последовательном порядке, и двум недостает одного различия, потому что оно уже было принято во внимание ранее, а трем- (еще) двух, четырем- трех и пяти- четырех, берутся в четырех случаях, различия между различающим признаком -в трех случаях, различия вида- в двух, и различия собственного признака - в одном, по отношению к признаку привходящему,- значит, всего различия будут иметься в десяти случаях, и из этих различий четыре- это были различия рода от других , как мы в предшествующем показали.


ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА И У ВИДА

Общее у различающего признака в у вида-то, что причастность к тому и другому осуществляется одинаковым образом (на одних и тех же условиях): одинаковым образом причастны отдельные люди как виду человека, так и различающему признаку разумности. Общим у них является и то, что они всегда присущи тому, что им причастно. Сократ всегда разумен, и Сократ всегда- человек.


О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ВИДОМ И РАЗЛИЧАЮЩИМ ПРИЗНАКОМ

Характерным для различающего признака является, что он сказывается о вещи при указании ее качества, для вида же, что при указании существа ("сути") вещи: ведь если человек и берется как качество, он, можно сказать, является таковым но непосредственно, но поскольку различающие признаки, присоединившись к роду, это качество установили. Далее, различающий признак часто усматривается у нескольких видов, как наличие четырех ног у очень многих животных, отличающихся по виду, между тем вид имеет место в одних только индивидуальных существах, подчиненных виду. Далее, различающий признак идет раньше соответствующего ему вида: разумность со своим упразднением упраздняет вместе человека, между тем человек, при его упразднении, не упраздняет разумность, раз существует бог. Далее, различающий признак допускает объединение с другим различающим признаком: ведь разумность и смертность объединились для установления человека; между тем вид не допускает объединения с видом, так чтобы породить какой-нибудь другой вид: отдельная лошадь соединяется о отдельным ослом для порождения мула, но непосредственно лошадь в соединении с ослом не могла бы образовать мула .


ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА И У СОБСТВЕННОГО ПРИЗНАКА

Различающий признак и собственный признак имеют общим то, что вещи, им причастные, являются таковыми на разных условиях (одинаковым образом): на одних и тех же условиях существа разумные обладают разумностью и существа, способные смеяться, -способностью смеяться. Общим тому и другому является также и то, что они всегда и во всех отдельных случаях присущи : ведь и тогда, если двуногое будет покалечено, все же всегдашняя данность утверждается в отношения природной способности, как и , наделенное смехом, имеет всегдашнюю данность благодаря природной способности, а не потому, чтобы смеялось всегда.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9