Библиотека >> Размышления

Скачать 79.55 Кбайт
Размышления

Так вот прекращение жизни никому не зло, потому что оно
не постыдно, раз не по нашему выбору и необщественного не
содержит. А благо оно потому, что своевременно и приносит
пользу целому, а целое его приносит. Вот богоносец же тот, кто
несет себя путями бога и уносится собственным умом на эти пути.
24. Держать под рукой тройственное. Применительно к тому,
что делаешь: не наугад ли и не иначе ли, чем делала бы сама
правда? А применительно к приходящему извне - что оно либо
случайно, либо от промысла, и что нельзя ни на случайность
сетовать, ни промысл обвинять. Второе вот что: каково все от
семени до одушевления и от одушевления до того, как отдаст
душу, и смешение из чего здесь и распад во что. Третье: если
вознесясь на небо в высь глянешь на людское, увидишь, какая тут
поворотливость, а вместе и то приметишь, какова заселенность
воздуха и эфира; а еще, что сколько бы раз ни поднялся, увидишь
одно - кратковечное, единообразное. Чем ослеплены!
25. Выбрось признание - и спасен. А где тот, кто мешает
выбрасывать?
26. Когда трудно переносишь что-нибудь, ты, значит, позабыл,
что все происходит по природе целого и что погрешность
- чужая, а еще о том, что все происходящее всегда так
происходило, будет происходить и повсюду происходит сейчас; о
том, каково родство человека со всем человеческим родом - тут
не кровь и не семя, а общность разума. И о том еще позабыл ты,
что разум каждого - бог, и проистек оттуда; о том, что ни у
кого ничего нет собственного, но и ребенок твой, и твое тело,
да и сама-то душа оттуда пришла; о том, что все признание; о
том, что всякий жив только в настоящем и только его теряет.
27. Упорно показывать себе тех, кто сверх меры роптал на что-
нибудь; тех, кто дошел до верха в великих успехах, несчастьях,
ненависти или другой какой-нибудь судьбе. Затем посмотреть:
теперь где все это? дым да зола, слова, а то и не слова. Пусть и
всякое такое подумается, вроде как Фабий Катуллин в деревне,
Лузий Луп в садах, Стертиний в Байях, и Тиберий на Капри, и
Велий Руф и вообще всякое небезразличие из пустых мнений; и как
недорого стоит вся эта напряженность, и насколько достойнее
философа при данной вещественности являть себя просто
справедливым, здравомысленным, следующим богу. Потому что нет
хуже, чем ослепление, неослепительно ослепленное.
28. Любопытствующим: "где ты богов видел и откуда взял, что
существуют они, чтобы так их почитать?" Ну, во-первых, и глазами
можно их видеть. Кроме того, я и души своей не видал, а ведь чту
же ее. Так и с богами: в чем вновь и вновь испытываю силу их,
чрез то постигаю, что они существуют, и вот благоговею.
29. Спасение жизни - всякую вещь рассматривать вполне, что
она есть и что в ней вещественное, а что причинное. И от
всей души поступать справедливо и правдиво говорить. Что
остается, кроме как вкусить жизни человека, связующего одно
благое деяние с другим так, чтобы и малейшего зазора между ними
не оставалось?
30. Един свет солнца, хоть и загораживают его стены, горы,
тысячи других вещей. Едино общее естество, хоть и перегорожено
тысячами качественно различных тел. Едина душа, хоть и на тысячи
разгорожена пород и особых черт. Едина разумная душа, хоть и
кажется, что разделена. Так вот, одна часть упомянутого, как
дыхание и предметы, бесчувственны и не расположены друг к другу,
но даже и в них есть ум и тяготение к одному и тому же. А уж
разумная тяга возникает особенно к единоплеменному, и
установившись, не преграждается общестрастие.
31. Ну что ты ищешь: жить долее? или ощущать? устремляться?
вырасти? и вновь перестать? разговаривать? раздумывать? Что тебе
тут кажется достойным грусти, чтобы тосковать о нем? Если же
порознь презирать все это легко, то напоследок подойди к тому,
чтобы следовать разуму и богу. Но противоречит такому почитанию
досада, что вот из-за смерти лишишься всего этого.
32. Какая доля беспредельной и зияющей вечности уделена
судьбой каждому, раз так скоро она исчезает в вечности? А целого
естества какая часть и какая от души в целом? От целой земли на
каком клочке ты бродишь? Подумай обо всем этом и считай только
то великим, чтобы поступать, как ведет тебя твоя природа, а что
общая природа приносит, то сносить.
33. Как распоряжается собой ведущее? Ведь в этом все. А
остальное, либо оно по твоему выбору, либо без выбора -
мертвое, дым.
34. Презрение к смерти сильно подкрепляется тем, что и те,
кто считает наслаждение благом, а боль злом, смерть все-таки
презирали.
35. Кому своевременность - единственное благо, для кого
равно, совершить ли больше деяний сообразно с прямым разумом
или же меньше; кому безразлично, созерцать ли мир большее или
меньшее время, тому не страшна и смерть.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41