Библиотека >> История Византийской империи. Том 1.
Скачать 541.59 Кбайт История Византийской империи. Том 1.
926-928.
[457] Н. П. Кондаков. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине СПб., 1904, с. 173-174. [458] Возможно, аварское вторжение имело место в 617 году. См. N. Baynes. The Date of the Avar Surprise. – Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXI, 1912, SS. 110-128. [459] Хронология Исидора неточна, lsidori Hlspalensis Chronica Majora (PL, t. LXXXIII, col. 1056) – пятый год царствования. Ed. Th. Mommsen. Monumenta Germaniae Historica. Auctorum Antiquissimorum, XI, Chronica Minora, II, p. 479 – шестнадцатый год царствования. [460] См.: F. Gorres. Die byzantinischen Besitzungen an den Kusten des spanich-westgothischen Reiches (564-624). – Byzantinische Zeitschrift, Bd. XVI, 1907, SS. 530-532; E. Bouchter. Spain Under the Roman Empire. Oxford, 1914, pp. 59-60; P. Goubert. Byzance et l'Espagne wisigothique (554-711). -Etudes byzantines, vol. 11, 1945, pp. 48-49, 76-77. [461] Ф. И. Успенский. История Византийской империи. СПб., 1914, т. 1, с. 684. [462] A. Pernice. L'imperatore Eraclio. Firenze, 1905, pp. 141-148; Ю. A. Ky-лаковский. История Византии. СПб., 1996, т. 3, с. 74-87. [463] Этот манифест сохранился в Пасхальной хронике – pp. 727-734. [464] A. Pernice. Op. cit., p. 179. См. также: V. Minorsky. Roman and Byzantine Campaigns in Atropatene. – Bulletin of the School of Oriental Research and African Studies, vol. XI, 2, 1944, pp. 248-251. (Кампании Ираклия 626 и 628 гг.) [465] Себеос. История императора Иракла. Перевод с армянского К. Патканова. СПб., 1862, гл. 29, с. 111; trad. F. Macler. Paris, 1904, p. 91. В последней фразе оба переводчика переводят «благословения» вместо «дары». См.: Ю. А. Кулаковский. История Византии, т. 3, с. 113, прим. 1. [466] Коран. Сура XXX, 1 (2)-2 (3). Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. М., 1963, с. 321, 578. [467] Theophanes. Chronographia, ed. С. de Boor, p. 335. [468] Chronicarum quae dicuntur Fredegarii Scholastici, IV, 62. Mon. Germ. Hist. Scriptores rerum merovingicarum, II, 151. См. там же: Gesta Dagoberti I regis Francorum, 24; Mon. Germ. Hist., 409. [469] Chronica Minora, I; trans. I. Guidi, Corpus scriptorum Christianorum Orientalium, Scriptores Syri, ser. HI, IV. Agapius (Mahboub) de Menbidg, Histoire universelle, ed. A. A. Vasiliev. – Patrologia Orientalis, VIII, 1912, П, (2), 453 (193). Chronique de Michel ie Syrien, trans. J. B. Chabot, II, 420. См. также: Т. Noldeke. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden. Leiden, 1879, SS. 391-392; Т. Noldeke. Aufsatze zur persischen Geschichte. Leipzig, 1887, S. 129. [470] J. B. Bury. The Constitution of the Later Roman Empire. Cambridge, 1910, p. 20; J. B. Bury. Selected Essays, ed. H. Temperly. Cambridge, 1930, p. 109. Эта точка зрения была оспорена Э. Штайном. См.: Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXIX, 1930, S. 353. [471] The History of the Decline and Fall of the Roman Empire, ed. J. B. Bury, ch. 46. [472] По поводу сирийского лимеса см.: R. Dussaud. Les arabes en Syrie avant I'lslam. Paris, 1907, pp. 24-56. [473] Б. А. Тураев. История Древнего Востока. Петроград, 1914, т. 2, с. 373. [474] Excerpta e Theophanis Historia. Bonn. ed., p. 485. См. также: Т. Noldeke. Geschichte der Perser und Araber… SS. 249-250; С. Conti Rossini. Storia d'Etiopia. Bergamo, 1928, p. 199. [475] 1. Goldziher. Die Religion des Islams. – Die Kultur der Gegenwart: Die Religionen des Orients, hrsg. P. Hinneberg. Bd. III, I, Teil 2, S. 102. [476] Ibidem, S. 102. (Пренебрежительно-высокомерный тон, проглядывающий во всем этом абзаце, вызван, видимо, отчасти духом эпохи (ср. выше, пренебрежительный отзыв о Малале), отчасти тем, что А. А. Васильев ориентировался при написании этих страниц на работы первых двух десятилетий нынешнего века. За прошедшее время взгляд на доисламскую аравийскую культуру во многом изменился. У нас нет оснований считать аравийскую культуру и религию этого времени примитивной или недоразвитой. См. по этому вопросу подробно: J. Wellhausen. Reste arabischen Heidentums. Gesammelt und eriautert von J. Wellhausen. Leipzig, 1927. (Эта работа А. А. Васильевым использована не была); Т. Fahd. Le pantheon de l 'Arable centrale a la veille de l'hegire. Paris, 1968. О доис-ламской аравийской культуре в целом см.: Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982. – Науч. ред.) [477] 1. Goldziher. Die Religion des Islams… S. 103. См. также: P. H. Lammens. La Mecque a la veille de l'hegire. – MUSJ, vol. IX, 1924, p. 439; idem. Les sanctuaires preislamiques dans l'Arabie Occidentale. – MUSJ, vol. XI, 1926, p. 173. [478] Лучше не переводить слово «хиджра» как «бегство», ибо глагол «бежать» не передается в арабском корнем «хаджара», который означает «прервать отношения, покинуть племя, эмигрировать». Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
| ||
|