Библиотека >> Три речи в память Достоевского.
Скачать 32.1 Кбайт Три речи в память Достоевского.
И напрасно г. Леонтьев указывает на то,
что торжество и прославление Церкви должно совершиться на том свете, а
Достоевский верил во всеобщую гармонию здесь, на земле. Ибо такой безусловной
границы между "здесь" и "там" в Церкви не полагается. И самая земля, по
Священному Писанию и по учению Церкви, есть термин изменяющийся. Одно
есть та земля, о которой говорится в начале Книги Бытия, что она была невидима и
неустроена и тьма вверху бездны, и другое - та, про которую говорится: "Бог на
земли явися и с человеки поживе", - и еще иная будет та новая земля, в ней же
правда живет. Дело в том, что нравственное состояние человечества и всех
духовных существ вообще вовсе не зависит от того, живут они здесь, на земле, или
нет, а напротив, самое состояние земли и ее отношение к невидимому миру
определяется нравственным состоянием духовных существ. И та всемирная гармония,
о которой пророчествовал Достоевский, означает вовсе не утилитарное
благоденствие людей на теперешней земле, а именно начало той новой земли, в
которой правда живет. И наступление этой всемирной гармонии или торжествующей
Церкви произойдет вовсе не путем мирного прогресса, а в муках и болезнях нового
рождения, как это описывается в Апокалипсисе - любимой книге Достоевского в его
последние годы. "И знамение велие явися на небеси, жена облечена в солнце и луна
под ногами ея, и на главе ея венец от звезд двоюнадесяте. И во чреве имущи
вопиет моляще и страждуще родити".
И только потом, за этими болезнями и муками, торжество, и слава, и радость. "И слышах, яко глас народа многа, и яко глас вод многих, и яко глас громов крепких глаголющих: аллилуйя, яко воцарися Господь Бог Вседержитель. Радуемся и веселимся и дадим славу Ему, яко прииде брак агнчий и Жена Его уготовила есть себе. И дано бысть ей облещися в виссон чист и светел: виссон бо оправдания святых есть". "И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть ктому. И аз Иоанн видех град Святый Иерусалим нов сходящ от Бога с небесе, приготован, яко невесту мужу своему. И слышах глас велий, с небесе глаголющ: се скиние Божия с человеки, и вселится с ними: и тип людие Его будут, и сам Бог будет с ними Бог их. И отимет Бог всяку слезу от очию их и смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому, яко первая мимоидоша". Вот какую всемирную гармонию и благоденствие разумел Достоевский, повторяя только своими словами пророчества новозаветного откровения.
<<1>> Из слов, сказанных на могиле Достоевского 1 февраля 1881 г. <<2>> В I томе Собр[ания] соч[инений] Достоевского, приложения, стр. 69 и 67. <<3>> Всякая подробность, взятая отдельно, сама по себе не реальна, ибо реально только все вместе, к тому же реалист-художник все-таки смотрит на реальность от себя, понимает ее по-своему, и, следовательно, это уже не есть объективная реальность. <<4>> В сравнении с Обломовым Фамусовы и Молчалины, Онегины и Печорины. Маниловы и Собакевичи, не говоря уже о героях Островского, все имеют лишь специальное значение. <<5>> Хотя Тургеневу принадлежит слово "нигилизм" в общеупотребительном его значении, но практический смысл нигилистического движения не был им угадан, и позднейшие его проявления, далеко ушедшие от разговоров Базарова, были для автора "Отцов и детей" тяжкой неожиданностью. <<6>> Это та же саман тема, как в "Les Miserables" Виктора Гюго: контраст между внутренним, нравственным достоинством человека и его социальным положением. Достоевский очень высоко ценил этот роман и сам подвергся некоторому, хотя довольно поверхностному, влиянию Виктора Гюго (склонность к антитезам). Более глубокое влияние помимо Пушкина и Гоголя оказали на него Диккенс и Жорж Занд. <<7>> Наивная, собственно, со стороны Достоевского, которому пути социального переворота представлялись в весьма неопределенных чертах. <<8>> Данилов - студент Московского университета, убивший и ограбивший ростовщика, имея при этом какие-то особые планы. <<9>> Главную мысль, а отчасти и план своего нового произведения Достоевский передавал мне в кратких чертах летом 1878 г. Тогда же (а не в 1879 г . как сказано по ошибке в воспоминаниях H. H. Страхова) мы ездили в Оптину Пустынь. <<10>> Из сказанного, мне кажется, ясно, что дело идет не об уступках и компромиссах во внешней борьбе (церковно-политической и национальной), а об устранении внутренней причины этой борьбы чрез духовное примирение на почве чисто религиозной. Пока религиозное внутреннее единство не восстановлено, до тех пор политическая и национальная борьба остается в своих правах. | ||
|