Библиотека >> Три речи в память Достоевского.
Скачать 32.1 Кбайт Три речи в память Достоевского.
Здесь выступали мистики (квиэтисты и
пиэтисты), стремившиеся потонуть в созерцании Божества, презиравшие человеческую
свободу и отвращавшиеся от материальной природы. Здесь выступали, далее,
гуманисты (рационалисты и идеалисты), поклонявшиеся человеческому началу,
объявлявшие безусловную самозаконность и верховенство человеческого разума и
мыслимой им идеи, видевшие в Боге только зародыш человека, а в природе - только
его тень. Но эта тень слишком сильно давала чувствовать свою реальность, и вот,
напоследок, за крушением идеализма, выступают на первый план современного
просвещения натуралисты (реалисты и материалисты), которые, изгоняя из
своего миросозерцания все следы духа и Божества, преклоняются перед мертвым
механизмом природы. Все эти односторонние направления уличали друг друга во лжи
и достаточно обличили свою несостоятельность. И наше зачаточное просвещение
прошло через эти три отвлеченные направления. Но не в них духовная будущность
России и человечества. Ложные и бесплодные в своей розни, они находят и истину,
и плодотворную силу в своем внутреннем соединении - в полноте христианской идеи.
Эта идея утверждает воплощение божественного начала в природной жизни чрез
свободный подвиг человека, присоединяя к вере в Бога веру в Богочеловека и в
Богоматерию (Богородицу). Усвоенная инстинктивно и полусознательно Русским
народом со времен его крещения, эта триединая христианская идея должна стать
основой и для сознательного духовного развития России в связи с судьбами всего
человечества. Это понял и это возвещал Достоевский. Более чем кто-либо из его
современников он воспринял христианскую идею гармонически в ее
тройственной полноте: он был и мистиком, и гуманистом, и натуралистом вместе.
Обладая живым чувством внутренней связи со сверхчеловеческим и будучи в этом
смысле мистиком, он в этом же чувстве находил свободу и силу человека; зная все
человеческое зло, он верил во все человеческое добро и был, по общему признанию,
истинным гуманистом. Но его вера в человека была свободна от всякого
одностороннего идеализма или спиритуализма: он брал человека во всей его полноте
и действительности; такой человек тесно связан с материальной природой - и
Достоевский с глубокой любовью и нежностью обращался к природе, понимал и любил
землю и все земное, верил в чистоту, святость и красоту материи. В таком
материализме нет ничего ложного и греховного. Как истинный гуманизм не есть
преклонение перед человеческим злом ради того только, что оно человеческое, так
и истинный натурализм не есть рабство извращенной природе потому только, что она
натуральна. Гуманизм есть вера в человека, а верить в человеческое зло и
немощи нечего - они явны, налицо; и в извращенную природу тоже верить нечего -
она есть видимый и осязательный факт. Верить в человека - значит признавать в
нем нечто больше того, что налицо, значит признавать в нем ту силу и ту
свободу, которая связывает его с Божеством; и верить в природу - значит
признавать в ней сокровенную светлость и красоту, которые делают ее телом
Божиим. Истинный гуманизм есть вера в Богочеловека, и истинный
натурализм есть вера в Богоматерию. Оправдание же этой веры,
положительное откровение этих начал, действительность Богочеловека и Богоматерии
даны нам в Христе и Церкви, которая есть живое тело Богочеловека.
Здесь, в православном христианстве, в вселенской Церкви, находим мы твердое основание и существенный начаток для новой духовной жизни, для гармонического образования истинного человечества и истинной природы. Здесь, значит, и условие настоящего дела. Истинное дело возможно, только если и в человеке и в природе есть положительные и свободные силы света и добра; но без Бога ни человек, ни природа таких сил не имеет. Отделение от Божества, т. е. от полноты Добра, есть зло и, действуя на основании этого зла, мы можем делать только дурное дело. Последнее дело безбожного человека есть убийство или самоубийство. Человек вносит в природу злобу и берет от нее смерть. Только отказавшись от своего ложного положения, от своей безумной сосредоточенности в себе, от своего злого одиночества, только связав себя с Богом в. Христе и с миром в Церкви, можем мы делать настоящее Божье дело - то, что Достоевский назвал православным делом. Если христианство есть религия спасения; если христианская идея состоит в исцелении, внутреннем соединении тех начал, рознь которых есть гибель, то сущность истинного христианского дела будет то, что на логическом языке называется синтезом, а на языке нравственном - примирением. Этою общею чертою обозначил Достоевский призвание России в своей Пушкинской речи. Это было его последнее слово и завещание. И тут было нечто гораздо большее, чем простой призыв к мирным чувствам во имя широты русского духа, - здесь заключалось уже и указание на положительные исторические задачи или, лучше, обязанности России. Недаром тогда почувствовалось и сказалось, что упразднен спор между славянофильством и западничеством, - а уп | ||
|