Библиотека >> Комментарии к Бхагавадгите
Скачать 57.66 Кбайт Комментарии к Бхагавадгите
Мир полон
желательными предметами, его наполним Сам Бог (Ишвара) предметами, которые
вызывают желание: Сам Господь скрыт внутри всех вещей, и это придаёт им их
привлекательность, их притягательную силу. Мы сейчас увидим, что нет ничего во
всём мире, в чём бы не заключался Творец этого мира. Он скрывает себя во всех
вещах посредством майи, и благодаря этому он вызывает желание в тех частицах, в
тех искрах Себя Самого, которые он поместил здесь (на земле), чтобы они
вырастали из божественного семени в полноту божественного Господа. Желание
пробуждается, вызывается и усиливается наличностью всех этих предметов желания.
И если бы желание не играло роли в человеческой эволюции, тогда люди должны бы
были существовать в мире, который представлял бы из себя пустыню, где не было бы
предметов для привлечения, не было бы ничего притягательного. Но присутствие
этих приносящих удовольствие предметов, а также наличность предметов, приносящих
страдание, не только привлекает или отвращает нас, но и вызывает в нас мысль,
ибо между нами и предметами нашего желания становится затруднение и внутри
Дживатма пробуждается мысль, как бы перешагнуть через это затруднение или
избегнуть его. И по мере того, как мы следим за течением человеческой эволюции,
мы убеждаемся, что мысль вызывается желанием и что все энергичные деятельности,
которыми отличаются мирские люди вокруг нас, являются мыследеятельностями,
вызванными желаниями, возникшими и приведёнными в исполнение только благодаря
желанию. Если допустить, что Бог не делал ошибок, устраивая свою Вселенную, - а
мы в своей мудрости нередко воображаем, что устроили бы её лучше, будь мы на
месте Творца, - должно же быть какое-нибудь значение в существовании всех этих
предметов, вызывающих желание, какое-нибудь значение в тех затруднениях при
добывании их, которые делают напряжение мысли неизбежным.
Желание и мысль составляют мотив и руководящую силу деятельности, а деятельность является как естественное неизбежное последствие желания и мысли. На этом мы должны остановиться. Но чтобы понять весь размер заключённого в этом рассуждении смысла, мы должны продумать его шаг за шагом, подробность за подробностью, пока не познаем мир таким, каким Господь задумал его, а не таким, каким по представлению человека он должен бы быть. Думая так, мы начинаем понимать, что всё создано и устроено для того, чтобы вызвать деятельность, ибо Он говорит нам: "Деятельность выше бездействия" (III, 8). Вот почему каждый человек вызывается, поощряется, подстрекается и заманивается к деятельности, и мы должны держать это твёрдо в уме, чтобы смысл Гиты не ускользал от нас. Почему Шри Кришна придаёт такое значение деятельности? Причина обнаруживается очень ясно, когда мы обращаемся к третьей беседе, именуемой "йога действия". Всё зависит от действия: "От пищи созидаются твари. От дождя происходит пища. Дождь возникает от жертвы. Жертва рождается от действия. Знай, что от Брамы происходит действие" (III, 14,15). Здесь мы видим целую цепь жизни: твари от пищи, пища от дождя, дождь от жертвы, жертва от действия, действие от Бога - вся жизнь мира, вся манвантара в противоположность пралайе, всё, что зависит от деятельности, рождается от действия. Таким образом, действие не есть нечто недостойное уважения, как склонны думать современные индусы. И весьма возможно, что мы будем правы, если отнесём упадок Индии к тому времени, когда народ начал утрачивать истинное соотношение между действием и бездействием и стал смотреть на деятельность, как на помеху для духовной жизни, а не как на путь к таковой. Ибо не сказано ли, что "Для мудреца, стремящегося к йоге, действие является средством" (VI, 3)? Вы можете сказать: "Прочтите стих до конца". Конец стиха говорит: "Для того же мудреца, когда он овладел йогой, тишина является средством". Но разве тишина обозначает бездействие? Наоборот, несколько ранее мы читаем о достигшем тишины мудреце: "Действуя в гармонии со Мной, мудрый должен делать каждое действие привлекательным" (III, 26). Таким образом, ценность действия даётся нам шаг за шагом: действие, ясная тишина, ясное действие. Причина, почему действие необходимо, даётся нам в той же самой главе. Ибо сказано: "От привязанности к действию действует немудрый. Мудрый же должен действовать без привязанности, ради блага мира". Мудрый не должен смущать невежественных людей, привязанных к действию, но как уже выше было приведено: "Действуя в гармонии со мной, должен каждую деятельность делать привлекательной" (III, 25,26). И действия Самого Бога, на чём основаны они? "Нет ничего, - говорит Кришна, - в трёх мирах, о Партха, что бы я должен был совершать или чего бы я не достиг, и всё же я пребываю в действии. Ибо, если бы Я не пребывал неустанно в действии, о Партха, люди повсюду начали бы следовать Моему примеру. Мир был бы разрушен, если бы Я не совершал действий. Я стал бы причиной смешения каст и виной гибели народа" (III, 22-24). В этом корень всякой правильной деятельности. | ||
|