Библиотека >> Три беседы о метатеории сознания
Скачать 37.88 Кбайт Три беседы о метатеории сознания
Сама "структура сознания" есть определенная пространственная конфигурация. Она сама по себе есть некоторое пространство.
А.П. И, наконец, последняя характеристика "факта" сознания. Можно сказать, что этим фактом могут быть структуры. Что это означает? Что он может обладать определенной сложностью, т.е. он может содержать в себе известное разнообразие. Само существование факта, понятие о котором мы вводим, предполагает собой разнообразие сознания. Мы говорим: "где-то есть факт сознания", "где-то есть один факт сознания, а где-то совсем другой". Мне кажется, наши размышления о факте сознания сами по себе есть размышления о "структуре сознания". Он факт, пока мы не наделили его этим последним важным свойством, а именно, что этот факт сознания обладает внутренней сложностью в отличие от однородности "состояния сознания". М.М. И что он может быть расчленен в процессе метарассуждения. Причем в процессе метарассуждения он может быть расчленен иначе, чем он расчленяется в личностной, культурной, индивидуальной конкретизации, а также в любой другой – социальной, технологической, математической, лингвистической и т.д. И метарассуждение, расчленяющее материал "структуры сознания", будет предметно иным, потому что оно есть некоторый самостоятельный предмет, и с некоторой точки зрения наше расчленение будет опосредствующим по отношению к другому расчленению, которое произвел сам человек, попадающий или попавший в ту или иную "структуру сознания". А.П. И мы в момент нашего метарассуждения о "структуре сознания" не имеем возможности оценивать метасознание с точки зрения применения к нему понятия структуры. Это очень важное обстоятельство. Мы можем утверждать, что содержанию такого факта сознания, каким является в данный момент наша беседа о сознании, соответствует известное "состояние сознания", но мы не можем описывать этот факт, который мы сейчас эксплицируем в нашей работе, как какую-то определенную "структуру сознания". М.М. Таким образом, когда мы рассуждаем о нашем понимании сознания, то сами не знаем, в какой "структуре сознания" мы находимся, и если бы мы знали, в какой "структуре сознания" мы находимся, то тем самым мы автоматически находились бы уже в другой "структуре сознания", чем та, в которой мы излагаем нашу метатеорию сознания. А.П. Не говоря уже о том, что предметом нашего рассуждения здесь является "структура сознания" (как понятие метатеории), а не метаструктура сознания. Это тоже чрезвычайно важно. М.М. Я предлагаю вместо термина "факт сознания", когда мы отличаем его от "структуры сознания", употреблять термин "случившееся сознание". А.П. По-видимому, "случившееся сознание" реально не может быть нами в каждый момент схвачено в метарассуждении. И когда мы задаем вопрос, является ли указанное случившееся сознание содержательным сознанием, является ли оно "структурой сознания", то в данном случае отпадают ограничения, которые мы высказали вначале. В частности, отпадает ограничение "есть факт сознания или нет факта сознания". Мы считаем, что "есть", потому что мы сейчас в некотором роде сопричастны этому факту, но мы не можем говорить о "структуре сознания", когда мы говорим о факте сознания, потому что "структура сознания" обязательно предполагает внешнюю и внутреннюю расчлененность, а мы неспособны, в силу известного правила дополнительности в наблюдении, одновременно переживать факт сознания и как структуру – может быть, мы оказались уже в другой или в третьей структуре. Или, может быть, мы вообще вышли из области "структуры сознания" в область случившегося сознания, которое нами не может быть структурировано. Поэтому мы не можем сказать, что где существует факт, там существует "структура сознания", существует структурированный факт сознания, ибо мы не можем к каждому факту сознания прилагать интерпретацию структурированности. Мы лишь предполагаем, что содержательность сознания может выступать в качестве структур. М.М. То есть мы рассуждаем примерно так: мы попали в "условия дополнительности" при наблюдении и тем не менее мы ищем какой-то способ объективного описания. Понятие "структуры сознания" есть то понятие, которое позволяет нам компромиссно в "условиях дополнительности" стать на путь объективного описания того, что мы в первых беседах договорились не считать объектом. А.П. Утверждая, что существуют какие-то "структуры сознания", и утверждая соответствие этих структур определенным конкретным текстам сознания, включая сюда вербальные, письменные и т.д., мы вместе с тем субъективно не можем сказать, идет ли речь о "структуре сознания". Я приведу такой пример: существует нечто, что мы называем "структурой сознания". Допустим, я предлагаю какой-то текст и говорю: "прошу вас считать этот текст «структурой сознания»". Скажем, я предлагаю: "мы осознаем то обстоятельство, что мы когда-нибудь умрем, осознавая при этом и то обстоятельство, что мы не знаем, когда это случится, и осознание этого обстоятельства лишает первую его часть психологической достоверности". | ||
|