Библиотека >> Экзистенциальные аспекты предикационных преобразований
Скачать 18.03 Кбайт Экзистенциальные аспекты предикационных преобразований
Собственно постоянное активное порождение текста, поток речи — поток предикаций, новых осмыслений реальности, а практически — новых явленностей, сказываний Бытия есть, таким образом, решающий способ раскрытия экзистенции, открывающий путь как к новому языку, так и к новому бытию (от налично реального к подлинно реальному). Оконечные участки предикационной цепи (и "положительные", и "отрицательные") формируют картину мира, по необходимости адекватную его простому отражению, но в то же время уточняющую наличную реальность. Язык есть средство ис-толкования мира, он может быть орудием как его про-явления, так и его искажения. Уточнение реальности, придание ей движения, задание адресных и модусных параметров провоцирует не только действия в ней и над ней, но и раскрытие её подлинности — насколько это допустимо и вероятно. До сих пор лингвистическая наука не ставила вопрос об первичных, трансцендентальных истоках языка, так же как и философия достаточно последовательно игнорировала достижения "точной" лингвистики. Именно понятие предикации как формы существования, техники или "физики" коммуникации является мостом между лингвистическим и философским пониманием языка. Предикация как реализация о-смысленного движения языка в процессе каждого частного акта общения становится способом или попыткой экзистенции, и тем самым сам язык как процесс есть вечное стремление к воплощению конечной реальности (".. воплощение истины бытия в ее созидающем места про-из-ведении" — это уже по поводу искусства, цитата из статьи "Искусство и пространство" [Хайдеггер-93,316] — а любое произведение искусства, опять же "фильтрующее", "уточняющее" реальность путем стимуляции новых предикативных цепей, суть знак). Язык реализует экзистенциальное назначение, которое не противоречит его регулятивности и когнитивности. § 4. Предикация и иерархия назначений языка Мы полагаем, что три назначения языка: регулятивное, когнитивное, экзистенциальное, к которым, безусловно, сводятся все возможные остальные, находятся в иерархической зависимости и определяют функционирование языка применительно к трем разным уровням Бытия. Регулятивная функция соответствует тому, что можно охарактеризовать как "повседневное", "обыденное" бытие ("бытие с", Dasein, fellow-being в понимании М. Хайдеггера), она обеспечивает координацию нашей деятельности на утилитарном уровне: деятельность ради воспроизведения деятельности. Однако одновременно регулятивность служит мостом к следующей ступени — социально- или креативно-когнитивному назначению: деятельность репродуцирует предикацию, уточняющую знания о реальности. Креативно-когнитивная функция обеспечивает познание как самоцель и результат деятельности. "Правильное", "адекватное" познание соответствует попыткам выхода к экзистенции, то есть пути к познанию подлинных сущностей, промежуточному этапу на пути к трансценденции, подлинному, наиболее реальному, наиболее долженствующему быть реальным Бытию. Экзистенциальная функция достижения полной прозрачности бытия, про-явления, раскрытия в языке и языком подлинной, конечной (первичной) реальности соответствует направленному движению к трансценденции, к тому, чего нет и не может быть на утилитарном уровне и что тем не менее есть как всеобщая высшая обусловливающая реальность. Схема IV. 2. Язык и структура уровней Бытия Экзистенциальность языка есть его высшее назначение, вытекающее из регулятивности и когнитивности, но в то же время их предопределяющее. Парадокс экзистенциальности языка заключается в том, что он стремится к проявлению трансценденции, которая сама по себе в человеческом языке не нуждается. Пост-экзистенциальная личность есть личность пост-коммуникативная. Структуры, формирующие предикационные потоки, являются идеенесущими, это их главное отличительное свойство. Идея лежит в основе любой языковой единицы: начиная с "высших" и заканчивая "низшими". Идея воплощается в предложение, текст, личное говорение, говорение вообще: всеобщее говорение. Она свертывается до словосочетания, слова, морфемы, даже фонемы, если рассматривать диахронию. Идея личного говорения коррелирует с подлинной идеей существования личности, экзистенцией. В течение жизни отдельно взятый коммуникант выговаривает или "вы-думывает" "супертекст", так или иначе, с той или иной степенью подлинности реализуя идею собственного бытия. Идея "интер-говорения" соотносима с идеей существования конкретной общности коммуникантов, идея всеобщего говорения, даже если она никем не выводится эмпирически, есть намек на смысл существования человечества. Поскольку мир есть система знаков и целостный знак как таковой, то коммуникация, которая охватывала бы все знаки (весь ЗНАК, всю целостность сущего), в полной мере служила бы уточнению финального образа и соответственно, возможной идеи мира. § 5. Утилитарность: "торможение" экзистенции Закономерность функционального единства трех ступеней назначения языка прослеживается на примере обоснования единства и "борьбы" литературной и разговорной норм. | ||
|