Библиотека >> Экзистенциальные аспекты предикационных преобразований
Скачать 18.03 Кбайт Экзистенциальные аспекты предикационных преобразований
В результате предикации сознание слушающего обретает новое целостное понятие и новый целостный образ.
Когнитивность и регулятивность в единстве упоминаются многими исследователями, подчас достаточно случайно. Например, высказывание по этому поводу можно найти в заметках Ф. де Соссюра, который, как мы знаем, этой проблематикой специально не занимался: "Ясно одно.., что человек без языка, .. может быть, и оставался бы человеком, но такое существо даже отдаленно не напоминало бы тех людей, которые нам известны и которыми являемся мы сами, потому что языковая деятельность оказалась замечательнейшим орудием коллективной деятельности, с одной стороны, и индивидуального воспитания, с другой, инструментом, без которого индивид или род в целом действительно никогда не смогли бы даже надеяться развить в том или ином направлении свои врожденные способности" [Соссюр-90,36]. Порой достаточно точные высказывания о сущности языка позволяли себе и некоторые лингвисты-любители: "Слово есть действующая сила речи" [Чаадаев-89,157], "Главный рычаг образования души есть, без сомнения, слово: без него нельзя себе представить ни происхождения сознания в отдельной личности, ни его развития в человеческом роде" [там же, 77]. На единство и целостность функционального аспекта языка с точки зрения коммуникативности и когнитивости указывают многие современные отечественные исследователи: А.А. Леонтьев [-97,64], А.М. Шахнарович ("Языковая способность как функциональная система зиждется на двух видах деятельности: познавательной и коммуникативной" [-97,81]), А.Е. Кибрик [-92,9-10]. Когнитивность суть функция языка, она не противоречит регулятивности и тесно с ней связана. Создание нового знание есть не-случайный результат координации деятельности: деятельность только ради воспроизводства нее самой была бы абсурдной. § 3. Экзистенциальность и движение к трансценденции Развитие представлений о функционировании языка получило мощный стимул в связи с возникновением в ХХ в. немецкой экзистенциальной философии, трудов К. Ясперса (центральное положение в его философской концепции занимает понятие коммуникации) и М. Хайдеггера (универсальное представление о языке и в начальный, и в поздний период, целиком посвященный языку). Немецкая экзистенциальная философия оказала огромное влияние на развитие философской мысли в ХХ в. в целом, благодаря ей во многом были переосмыслены феноменологические и герменевтические концепции, возникли новые направления религиозной мысли (напр., неотомизм). Однако реальное влияние экзистенциальной философии на лингвистику до настоящего времени минимально (если не считать постоянного цитирования далеко не самой определяющей, но очень емкой фразы М. Хайдеггера "Язык —дом бытия", которая может быть истолкована как угодно, будучи вырванной из контекста). По ряду причин создание "экзистенциальной лингвистики" не было осуществлено, в отличие, например, от экзистенциальной психологии и психоаналитики: западная лингвистика ХХ в. развивалась преимущественно как "точная", т.е. "анти-метафизическая", прикладная наука, максимально приближенная к толкованию частных фактов, отечественное языкознание не соприкасалось с экзистенциализмом по идеологическим причинам. В 1950-60-е годы, когда западная философия начала получать распространение в СССР, под "экзистенциализмом", как правило, понималась философия Сартра и Камю, "облегченный" и "антропоцентрированный" вариант толкования немецкого оригинала, далекий от подлинных проблем языка. Если суммировать и кратко подытожить представления К. Ясперса и М. Хайдеггера о языке (прежде всего М. Хайдеггера: "Письмо о гуманизме", "Путь к языку", "Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим", "Слово"), то вырисовывается некая главная, определяющая функция языка, не отрицающая первых двух, а наоборот, их подытоживающая и делающая осмысленными, направленными, метафизически ориентированными. Ее можно так и назвать: экзистенциальной. Если попытаться "перевести" на "обычный язык" емкую оригинальную терминологию Хайдеггера, то это будет функция откровения, раскрытия абсолютной и конечной (изначальной, трансцендентальной) истины, иными словами, абсолютно адекватного описания, "сказывания" (трансцендентной) реальности посредством языка (языком и в языке). "Язык говорит, поскольку весь он — сказ, т.е. показ. Источник его речи — некогда прозвучавший и до сих пор не сказанный сказ, прочеркивающий разбиение языка. Язык говорит, поскольку, достигая в качестве каза всех областей присутствия, он дает явиться или скрыться в них присутствующему. .. В речи как слушании языка мы говорим вслед услышанному сказу. Мы допускаем его беззвучному голосу прийти, вызывая уже имеющийся у нас наготове звук, зовя его достаточным образом к нему самому" [Хайдеггер-93,266]. Язык - это путь к языку [там же,267]. Язык - "..хранитель присутствия, насколько явь последнего вверена о-существляющему указанию сказа. Язык есть дом бытия, ибо в качестве сказа он способ бытия, его мелодия" [там же,272]. | ||
|