Библиотека >> К онтологии сознания через рефлексию
Скачать 164.78 Кбайт К онтологии сознания через рефлексию
Основу промежуточных структур сознания составляет идеологический слой, который образован совокупностью вторичных и третичных отражений содержаний одних размерностей онтологического ядра сознания на другие, что, в свою очередь, приводит к сглаживанию «провалов» и «выростов» N—мерного ядра сознания и образованию псевдоструктур сознания (например, феномен двоемыслия при тоталитарных режимах, отмеченный Дж. Оруэллом). Тем самым идеологический слой, изменяя (уменьшая) размерность тела сознания, образует своеобразную защитную «шубу» тела сознания, которая и является тем «экраном», на котором происходит процесс заполнения поверхностных структур сознания. Псевдоструктуры идеологического слоя сознания защищают онтологическое ядро сознания в критических (стрессовых) повседневных ситуациях и обеспечивает стабильность глубинного ядра личности человека. Менталитету в данной модели соответствует пограничный слой идеологических и глубинных структур сознания, который детерминирован, с одной стороны, внутренними факторами онтологического ядра сознания, а, с другой стороны, влиянием языковых и т.п. структур.
Продуктивность предложенной модели сознания в данном случае определяется тем, что в любом социальном феномене, к которым относится и проведение рыночной реформы, также можно выделить три уровня: феноменальный (поверхностный) уровень реформирования (например, появление огромного числа коммерческих магазинов, спекулянтов, черных рынков), глубинный — сущностный — уровень реформирования (формирование механизма товарно-денежных отношений) и промежуточный — идеологический — уровень реформирования (формирование соответствующей рыночным отношениям идеологии). Предложенная модель сознания позволяет «расщепить» исходную проблему совместимости проведения рыночной реформы с менталитетом русского народа и выделить два блока проблем: 1. Взаимосвязь и соотношение между собой структур сознания разных уровней; 2. Взаимодействие разных структур сознания с разными уровнями при проведении рыночной реформы. В первом блоке хотелось бы выделить проблему «утончения» идеологического слоя сознания, что, с одной стороны, ведет к обострению конфликтных ситуаций в обществе в период проведения реформ (поскольку защитная «шуба» глубинного ядра личности разрушена), а, с другой стороны, к возможности непредсказуемого изменения глубинных структур сознания и опасности выхода из под контроля реформаторов ситуации в обществе. Современный рынок несет и свою специфическую опасность, связанную с наркобизнесом, что может привести к необратимым изменениям психофизиологической основы сознания и изменению — под воздействием наркотиков — онтологического ядра тела сознания. Во втором блоке хотелось бы выделить проблему взаимоотношения глубинных структур сознания (собственно менталитета русского народа) и сущностного уровня реформирования, поскольку от типа этих взаимоотношений зависит ответ на вопрос о совместимости рыночных отношений с «русским характером». Остановимся более подробно на одной проблеме этого блока - проблеме свободы человека, которую сформулируем в виде следующего вопроса: способствует ли развитие рынка развитию свободы человека? Для ответа на этот вопрос необходим более содержательный анализ онтологического ядра сознания, к основным измерениям которого можно отнести биологичность, социальность и духовность [1]. Причем различные измерения тела сознания у разных людей и народов могут быть развиты в неодинаковой степени. Видимо, можно говорить о национальном менталитете (например, менталитете русского народа) как о преимущественном развитии тех или иных измерений N-мерного онтологического ядра сознания. Комплексной показательной характеристикой особенностей развития структуры национального менталитета могут выступать специфические особенности языка. Так, например, к особенностям русского языка можно отнести чрезмерное преобладание оценочной лексики (в русском языке оценочно окрашенная лексика составляет 40% против 15% в других языках), «нравственную» нагруженность терминов русского языка. Как пишет Г.Кульчинский, « ...русский язык не ориентирован на объективную истину. Точнее он ориентирован на поиски и выражение правды, но не истины, на идеал и соответствие идеалу, но не реальности» [3; с.44 — 47]. Это позволяет выделить в качестве структурной особенности менталитета русского народа преимущественное развитие духовного измерения менталитета, в отличие от преимущественного развития социального измерения у народов Западной Европы и Северной Америки. Соответственно, в понятии «свобода человека» также можно выделить три измерения: «биологическая свобода» (свобода человека как биологической особи), «социальная свобода» (к этому «измерению» свободы относятся, например, основные права и свободы личности из декларации прав человека) и «духовная свобода» (здесь подчеркнута лишь негативная характеристика этого измерения свободы, а именно несводимость «духовной» свободы к «социальной» или «биологической» свободе). Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
| ||
|