Библиотека >> К онтологии сознания через рефлексию
Скачать 164.78 Кбайт К онтологии сознания через рефлексию
Оба этих механизма, которые в реальном познавательном процессе тесно переплетены, представляют собой две основные разновидности выделенного Кантом синтеза схватывания в созерцании, а в своем единстве — образуют его.
— Текст, представленный на «электронную» дискуссию "Как возможно творческое воображение?(1)" ["Как возможно творческое» воображение?(2)"]. Предполагается дальнейшая проработка поставленной здесь проблематики в направлении более детального раскрытия «механизмов» способности воображения. -------------------------------------------------------------------------------- [1] Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что легкость этого «опровержения» Канта страдает некоторой «легковестностью», но это только начало и подготовка к более серьезной критической работе по переосмыслению наследия Канта. [2] Например, к числу творческих — не чисто эмпирических — созерцаний можно отнести любое из вторичных качеств (в рамках известного локковского различения первичных и вторичные качеств), и тогда кантовский пример ощущения красноты будет относиться уже в определенном смысле к творческим представлениям, поскольку ощущение цвета по Локку является вторичным качеством, т.е. порождением человеческого сознания. [3] Приведем в качестве подтверждения один характерный отрывок: «В отношении состояний представлений моя душа бывает или активной и обнаруживает способность (facultas), или пассивной и проявляется в восприимчивости (receptivitas). Познание объединяет и то и другое; и возможность иметь такое познание носит название познавательной способности, заимствуя его от важнейшей части познания, а именно от деятельности души по соединению представлений или обособлению их. Представления, в отношении которых душа остается пассивной и которые, следовательно, оказывают воздействие на субъект (это воздействие может исходить или от самого субъекта, или от объекта), относится к чувственным представлениям; а те, которые заключают в себе чистую деятельность (мышление), относятся к интеллектуальной познавательной способности» (АПТЗ, гл. 7. «О чувственности в противоположность рассудку»; стр. 371-372]. [4] См., например, следующее: «Чувственность в познавательной способности (способность представлений в созерцании) заключает в себе две стороны: чувство и воображение. — Первое есть способность созерцания в присутствии предмета, второе — в его отсутствие» (АПТЗ, гл.15. «О пяти чувствах»; стр.386]. [5] Другая более радикальная альтернатива ревизии Канта заключается в полном выведении априорных форм пространства и времени из состава чувственности. Однако эта альтернатива может быть редуцирована к первой из предложенных альтернатив и не меняет по большому счету сути дальнейшего изложения. [6] Напомню уже приводившуюся ранее цитату: «ее [способности воображения] синтез есть проявление спонтанности, [и] в этом смысле... это есть действие рассудка...» [КЧР, стр. 110]. [7] Видимо, сразу стоит оговориться, что смысл, вкладываемый нами в термин образ имеет расширительный характер: образом мы называем результат работы воображения. Тем самым, образов является не только чувственная — наглядная — «картинка». Если найти наиболее близкий аналог этого понятия в работах Канта, то это понятие «схемы». [8] Более подробный анализ синтетических механизмов работы рассудка дан в моей статье «Знание как сознательный феномен» (сб. «Что значит знать?». — М.: «Центр гуманитарных исследований», 1999 г.; см. «электронный вариант»). [9] Конечно, можно говорить и других, имеющих более комплексный характер, «синтезах». Например, синтезом является такая деятельность мышления как умозаключение (рассуждение), предполагающая связывание между собой — синтезирование — суждений в некоторую логическую цепочку (понятно, что при этом должны быть задействованы репродуктивная способность воображения и способность осуществлять переходы по логическим правилам). Или деятельность по созданию — синтезированию — текстов, представляющих собой связанный набор предложений. Однако задача нашего анализа — выявление исходных элементарных познавательных операций сознания на основе кантовских различений. [10] Отметим, что в данном случае мы не так далеко ушли от Канта, поскольку «раннему» Канту известно название этого общего корня чувственности и рассудка. Вот что он пишет по данному поводу в первом издании «Критики...»: «эти крайние звенья, а именно чувственность и рассудок, необходимо должны быть связаны друг с другом при посредстве этой трансцендентальной функции воображения» [КЧР, с. 513]. [11] Весьма плодотворна проблематика репродуктивного воображения была разработана в феноменологии [см., например, Э. Гуссерль «Феноменология внутреннего сознания времени»]. [12] Имея ввиду общность отнесения пространственно-временного синтеза воображения и категориальных синтезов рассудка к синтезам формального типа, в дальнейшем для при противопоставлении «содержательных» и «формальных» синтезов воображения будем маркировать пространственно-временной синтез выражением «чувственный формальный синтез». Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
| ||
|