Библиотека >> К онтологии сознания через рефлексию
Скачать 164.78 Кбайт К онтологии сознания через рефлексию
По существу, речь в данном случае идет уже о программе следующего иерархического уровня (метапрограмме), которая работает не непосредственно с "входными данными" (в приведенном примере это работа по построению вывода), а с результатами работы программы первого уровня - с результатами работы алгоритмического вычислителя. На связь "интеллектуальности" системы и степени ее иерархичности указано в работах В.М. Сергеева [4, 5] . Здесь же заметим, что отмеченная выше локальность работы алгоритмического вычислителя существенным образом связана с отсутствием у него долгосрочной "памяти", поскольку для выполнения следующего шага достаточно "помнить" лишь результат предшествующего вычисления. Наш анализ работы систем ИИ (помимо выявления принципов безошибочности и локальности) позволяет эксплицировать и еще одну существенную особенность их работы. Речь идет о процедурном характере работы этих систем. Известное в ИИ противопоставление процедурный versus декларативный подходам к созданию программ решается в пользу процедурности [см., например, 6]. Собственно говоря, указание на алгоритмический характер программы и есть не что иное, как указание на существенно процедурный характер ее работы.
Как видно из приведенного выше примера, "механизмы" работы естественного интеллекта (сознания) существенно другие. В данном случае, это проявляется в том, что вместо решения конкретной задачи и ответа на поставленный вопрос о выводимости конкретной формулы (abb) человек фактически пытается ответить на более глобальный вопрос об общей структуре выводимых формул. В работах С.Ю. Маслова это наблюдение о работе человеческого сознания (на основе обработки достаточно большого материала по решению логико-математических задач) представлено в общем виде как способность сознания к "глобальной обработке информации" [7, 8] . Именно это стремление к постановке более общей проблемы (в нашем случае, вместо вопроса о выводимости конкретной формулы ставится вопрос о структуре выводимых формул) и попытка последующего ее решения привели к появлению принципиально нового способа решения задач, который может быть назван механизмом "порождения гипотез (эвристик)". В отличие от безошибочного локального поиска, который, по существу, является методом "полного перебора" (в нашем случае - полный перебор выступает как последовательное порождение всех выводимых слов), использование гипотез (эвристик) позволяет существенно сократить время поиска . Возможно, гипотеза оказалась ошибочной, или, говоря другими словами, применение эвристики "пропустило" некоторое решение и, тем самым, привело к неверному (отрицательному) ответу на поставленный вопрос. Однако, несмотря на возможность ошибки, такое поведение имеет ряд прагматических преимуществ, главное из которых (подчеркнем это еще раз) - возможность быстрого принятия какого-то решения и ответного действия в условиях нехватки времени, что, видимо, способствовало биологическому выживанию особей (человека), обладающих таким - сознательным - механизмом принятия решений. Понятно, что этот фактор жесткой конкурентной борьбы за выживание практически не оказывает влияние на развитие машинного интеллекта, которое происходит в тепличных условиях. Подводя итог первого этапа сопоставления естественного и искусственного интеллектов, зафиксируем различие их работы в следующем противопоставлении: глобальность работы сознания versus локальность работы ИИ Указание на способность сознания к "глобальной обработке информации" (за счет использования механизма "порождения гипотез") - важный результат, полученный на стыке логики и психологии. Однако выражения , (как и метафора "правого - левого полушария") скорее являются яркими метафорами, которые должны получить более конструктивную проработку. Для этого необходимо ответить на более фундаментальный вопрос о том, какие "механизмы" сознания лежат в основе способности сознания к "глобальной обработке информации", каковы трансцендентальные условия этой способности. В качестве предварительного подхода к решению этого вопроса воспользуюсь интересным примером У. Матураны [11], который хорошо проясняет специфику сознательной обработки информации: "Предположим, что нам надо построить два дома. С этой целью мы нанимаем две группы рабочих по тринадцать человек в каждой. Одного из рабочих первой группы мы назначаем руководителем и даем ему книгу, в которой содержатся все планы дома со стандартными схемами расположения стен, водопроводных труб, электрических проводов, окон и т.д., а, кроме того, несколько изображений дома в перспективе. Рабочие изучают эти планы и по указаниям руководителя строят дом, непрерывно приближаясь к конечному состоянию, которое определено описанием. Во второй группе руководителя мы не назначаем, а расставляем рабочих, определяя для каждого исходное положение на рабочем участке, и даем каждому из них одинаковую книгу, в которой содержатся указания относительно ближайшего пространства вокруг него. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
| ||
|