Библиотека >> Критика практического разума

Скачать 127.08 Кбайт
Критика практического разума

Качества Практические правила действования (praeceptivae)

Практические правила запрета (prohibitivae)

Практические правила исключения (exceptivae)

3. Отношения

К личности

К состоянию лица

Обоюдно одной личности к состоянию другой

4. Модальности Дозволенное и недозволенное

Долг и противное долгу

Совершенный и несовершенный долг



Легко заметить, что в этой таблице свобода как вид причинности, который,
однако, не подчинен эмпирическим основаниям определения, рассматривается в
отношении возможных через нее поступков как явлений в чувственно
воспринимаемом мире, следовательно, относится к категориям их естественной
возможности, однако каждая категория берется в таком общем виде, что
определяющее основание этой причинности допустимо и вне чувственно
воспринимаемого мира - в свободе как свойстве существа, принадлежащего к
умопостигаемому миру, пока категории модальности не совершают перехода - но
только проблематически - от практических принципов вообще к принципам
нравственности, которые потом могут быть показаны догматически лишь
посредством морального закона.

Я ничего не прибавляю здесь для пояснений этой таблицы, так как она сама по
себе достаточно понятна. И произведенное согласно принципам деление ввиду
своей основательности и понятности очень полезно для всякой науки. Так,
например, из приведенной таблицы, из ее первого номера, сразу видно, с чего
надо начинать в практических исследованиях - с максим, которые каждый
основывает на своей склонности, [затем переходить ] к предписаниям, которые
имеют силу для всего рода разумных существ, поскольку они сходятся в
каких-то склонностях, и, наконец, к закону, который имеет силу для всех и
не считается с их склонностями, и т. д. Так отсюда виден весь план того,
что надо сделать, даже каждый вопрос практической философии, на который
необходимо ответить, и вместе с тем порядок, которому надо следовать.



О ТИПИКЕ ЧИСТОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ

Понятия о добром и злом определяют для воли прежде всего объект. Но сами
они подпадают под практическое правило разума, который, если это чистый
разум, a priori определяет волю в отношении ее предмета. Представляет ли
возможный для нас в чувственности поступок тот случай, который подпадает
под это правило, или нет, - это решает практическая способность суждения,
благодаря которой то, что говорится в правиле в общей форме (in abstracto),
применяется к поступку in concrete. Но так как практическое правило чистого
разума, во-первых, как практическое, касается существования объекта и,
во-вторых, как практическое правило чистого разума, содержит необходимость
в отношении наличия поступка, стало быть, есть практический закон, и притом
не закон природы в силу эмпирических оснований определения, а закон
свободы, по которому воля должна быть определяема независимо от всего
эмпирического (только через представление о законе вообще и его форме),
причем все встречающиеся случаи могут относиться к возможным поступкам
только эмпирически, т. е. к опыту и природе, - то кажется нелепым искать в
чувственно воспринимаемом мире такой случай, который, поскольку он всегда
подпадает только под закон природы, допускает применение к себе закона
свободы и к которому может быть применена сверхчувственная идея нравственно
доброго, которая в нем и должна быть показана in concrete. Следовательно,
способность суждения чистого практического разума испытывает те же самые
трудности, что и способность суждения чистого теоретического разума, хотя
последняя имела в своем распоряжении средство, чтобы преодолеть эти
трудности, а именно в отношении теоретического применения дело касалось
созерцаний, к которым можно было бы применить чистые рассудочные понятия, а
такие созерцания (хотя только предметов чувств) все же могут быть даны a
priori, стало быть, что касается связи многообразного в них, могут быть
даны сообразно с чистыми априорными рассудочными понятиями (как схемы).
Нравственно же доброе, что касается объекта, есть нечто сверхчувственное,
для чего, следовательно, нельзя найти ничего соответствующего в каком-либо
чувственном созерцании, и поэтому способность суждения, подчиненная законам
чистого практического разума, по-видимому, испытывает особые трудности,
связанные с тем, что закон свободы должен быть применен к поступкам как к
событиям, которые происходят в чувственно воспринимаемом мире и постольку,
следовательно, принадлежат к природе.

Но для чистой практической способности суждения здесь вновь открываются
благоприятные перспективы. При подведении поступка, возможного для меня в
чувственно воспринимаемом мире, под чистый практический закон дело идет не
о возможности поступка как события в чувственно воспринимаемом мире, ибо
эта возможность имеет отношение к суждению о теоретическом применении
разума по закону причинности, [т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78