Библиотека >> История новоевропейской философии в ее связи с наукой
История новоевропейской философии в ее связи с наукой
П.П. Гайденко
ИСТОРИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ Введение Глава первая. Философия эпохи Возрождения 1. От теоцентризма средних веков к антропоцентризму Ренессанса 2. Николай Кузанский а) Проблема единого и пантеистические тенденции философии Николая Кузанского б) Бесконечное как мера в) "Привативная" бесконечность Вселенной г) Приблизительность как постулат научного познания 3. Джордано Бруно и бесконечная Вселенная 4. Понятие бесконечности и гелиоцентрическая система Николая Коперника Глава вторая. Галилео Галилей. Формирование классической механики 1. Бесконечное и неделимое. Галилей и Николай Кузанский 2. Теория движения Галилея 3. Маятник и перспектива 4. Причина и закон в механике Галилея 5. Изменение понятия материи 6. Парадоксы теоретического мышления Галилея Глава третья. Рационализм Рене Декарта 1. Очевидность как критерий истины. "Cogito ergo sum" 2. Природа как протяженная субстанция 3. Пробабилизм Декарта 4. Метод - инструмент построения "нового мира" 5. Картезианская теория движения Глава четвертая. Фрэнсис Бэкон и практическая ориентация новой науки 1. Индуктивный метод. Выявление источников заблуждения 2. Наука - орудие господства человека над природой 3. Техника как идеал для науки 4. План создания истории науки и техники 5. Наука и общество: социальные проблемы организации науки 6. "Новая Атлантида" - бэконовский проект Академии наук Глава пятая. Атомизм в XVII-XVIII веках 1. Пьер Гассенди и философское обоснование атомизма 2. Христиан Гюйгенс. Атомистическая теория движения 3. Роберт Бойль. Трактовка эксперимента 4. Руджер Иосип Бошкович. Атомы как центры сил Глава шестая. Исаак Ньютон 1. Борьба против "скрытых качеств" в естествознании XVII-XVIII вв. 2. Роль эксперимента у Ньютона. Эксперимент мысленный и реальный 3. Понятие силы в динамике Ньютона 4. Абсолютное пространство и истинное движение 5. Философская подоплека ньютоновской теории тяготения 6. Полемика вокруг ньютоновых "Начал" 7. Ньютонианство в XVIII в. Глава седьмая. Готфрид Вильгельм Лейбниц 1. Критика Лейбницем принципа субъективной достоверности 2. Учение о методе, или "общая наука" 3. Анализ математических аксиом 4. Конструкция как принцип порождения объекта 5. Сущность природы - не протяжение, а сила 6. Монадология 7. Природа - непрерывная лестница существ 8. Проблема континуума и вопрос о связи души и тела 9. Трудности в решении проблемы материи Глава восьмая. XVIII век: философия ПросвещенияM 1. Джон Локк: общественно-правовой идеал Просвещения 2. Коллизия "частного интереса" и "общей справедливости" 3. "Гражданин мира" - носитель "чистого разума" 4. Просветительская трактовка человека Глава девятая. Иммануил Кант: от субстанции - к субъекту, от бытия - к деятельности 1. Критический идеализм Канта против онтологического обоснования знания 2. Всеобщность и необходимость научного знания 3. Пространство и время -априорные формы чувственности 4. Рассудок и проблема объективности познания 5. Рассудок и разум 6. Явление и вещь в себе 7. Мир природы и царство свободы Глава десятая. Натурфилософия Канта - попытка обоснования экспериментально-математического естествознания 1. Проблема континуума и ее решение Кантом 2. Соотношение математики, естествознания и метафизики. Попытка примирить Лейбница и Ньютона 3. Понятие природы у Канта 4. Проблема идеализации 5. Философское обоснование новой науки о природе Глава одиннадцатая. Послекантовский немецкий идеализм и принцип историзма 1. Механицизм и принцип целесообразности 2. Рождение историзма 3. Субъективный идеализм Фихте. Деятельность Я как начало всего сущего 4. Объективный идеализм Шеллинга. Принцип тождества субъекта и объекта 5. Учение Гегеля о саморазвивающемся Понятии 6. Диалектика Гегеля. Всемогущество отрицания 7. Пантеистический характер гегелевского историзма ВВЕДЕНИЕ Философия нового времени существенно отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии нового времени относят к концу XVI-XVII вв., эпохе Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650). Однако для понимания специфики новоевропейской мысли необходимо рассмотреть переходный период между средневековой и новой философией, который носит название Возрождения и приходится на XV-XVI вв. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
| ||
|