Библиотека >> Конфликт «сознания» и «жизни»
Скачать 17.17 Кбайт Конфликт «сознания» и «жизни»
См.: CamusA. Le mythe de Sisyphe.Essai sur l”absurde. P., 1942.
[6] В этом контексте Эрос и Танатос позднего Фрейда парадоксальным образом оказываются функционально эквивалентными. [7] Камю описывает это как честное принятие абсурда, без иллюзорной попытки уйти от него путем (по его терминологии) экзистенциального трансцендирования. См.: Camus A. Op. cit. [8] Jaspers К. VomUrsprung und Ziel der Geschichte. Miinchen, 1958. [9] Понятие "историческая культура" здесь употребляется примерно в том смысле, в котором оно фигурирует у Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Ясперса. [10] В Ветхом завете миф переструктурируется, перестает быть строго циклическим образованием, леви-строссовской "машиной для уничтожения времени", и становится историческим по существу. Разворачивается линейная временная перспектива. Но это происходит в результате инверсии в структуре времени (здесь я полемизирую с М Бахтиным, который считал миф о потерянном рае производным от мифа о светлом будущем). "Золотой век" ("потерянный рай") оказывается не только в некоем абсолютном прошлом, но становится фактом абсолютного будущего. История обретает экзистенциально значимую цель. Фундаментальная ностальгия обретает форму фундаментальной надежды. Следовательно, цикличность преодолевается не вполне. [11] Интересная параллель здесь возникает с гипотезой "пренатального" смысла космогонии у Ф.Б.Я. Кейпера (Кей-пер Ф.Б.Я. Космогония и зачатие: к постановке вопроса // Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986. С. 112—146. [12] Элиаде М. Космос и история. М., 1987. [13] Здесь в том смысле, в котором это понятие используется Элиаде. [14] Практически для всех "послеосевых" традиций философствования и богословия характерно следующее отождествление: 0 = Ґ = 1 = 3. [15] См. об этом, в частности, у Элиаде (Элиаде М. Указ. соч. С. 99—106) или у Н.Бердяева в "Смысле истории" (М., 1990). [16] См. раздел «Новые аспекты изучения "Охоты на ведьм"» в реферативном сборнике ИНИОН "Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований" (М., 1982). [17] См. также: Брюсов В. Огненный ангел // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т, М., 1974. Т. 4. [18] Постренессансное католичество и протестантизм в новоевропейской культуре явились прямым следствием "второго осевого времени", по существу, совершенно новыми религиями спасения, специфичными именно для данной культуры. [19] Речь и дет о роли и соотношении мысленного и реального эксперимента в послегалилеевской науке. [20] Таким образом, взаимодействие "народной" культуры и культуры христианской приобретает несколько иной характер, чем в работах М.Бахтина, А.Я. Гуревича, и школы «Анналов» (Ле Гоффа, Дюби и др.) | ||
|