Библиотека >> История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон

Авторы: Лосев Алексей Федорович
Скачать 690.09 Кбайт
История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон

А.Ф.Лосев

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ
СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН
История античной эстетики, том II
М.: "Искусство", 1969



Общее введение в античную эстетику периода зрелой классики

Часть Первая
СРЕДНЯЯ КЛАССИКА,
ИЛИ ЭСТЕТИКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ.
СОФИСТЫ, СОКРАТ И СОКРАТИКИ
СОФИСТЫ
§1. Общие положения
1. Греческое Просвещение. – 2. Главнейшие софисты.

§2. Основные тезисы
1. Анархическая теория природы и искусства. – 2. Эстетический анархизм толпы. – 3. Общий эстетический релятивизм. – 4. Недостаточность приведенных материалов.

§3. Уточнения в области философии
1. Уточнения в области субъективизма и индивидуализма. – 2. Отношение к мифологии. – 3. Прекрасное.

§4. Учение о слове
1. Сила слова. – 2. Отдельные имена. – 3. Синонимика Продика. – 4. Другие языковые наблюдения.

§5. Искусство
1. Некоторые общие суждения о прекрасном и искусстве. – 2. Риторика. – 3. Литература вообще и другие искусства.

§6. Историческое значение софистики
1. Отрицательные черты. – 2. Положительные черты. – 3. Эстетика софистов как средняя ступень античной классики. – 4. Софисты и Сократ.

СОКРАТ
§1. Место Сократа
1. Проблема смысла. – 2. Жизнь как проблема. – 3. Красота разума - неизбежный императив соответствующего исторического периода. – 4. Красота сознания и красота вещей.

§2. Специфика прекрасного
1. Общесмысловая сфера прекрасного. – 2. Историко-диалектическое происхождение Сократова учения о специфике прекрасного.

§3. Эстетический, телеологический и утилитарный принципы
1. Телеологический и эстетический принципы. – 2. Эстетический и утилитарный принципы.

§4. Сократ и античное понятие иронии
1. Эстетические модификации. – 2. Платоновские материалы о сократовской иронии. – 3. Социально-историческая характеристика иронии Сократа.

§5. К характеристике Сократа
СОКРАТИКИ
§1. Вступительные замечания
§2. Киники
1. Прекрасное и доброе. – 2. Безобразное. – 3. Эстетика безобразного. – 4. Логическая структура древнейшего кинизма. – 5. Эстетическая структура кинизма. – 6. Итог и историческое значение.

§3. Киренаики
1. Основной принцип. – 2. Свобода духа. – 3. Содержание эстетического принципа. – 4. Черты дуализма. – 5. Саморазоблачение гедонизма. – 6. Структурное сходство кинической и киренейской эстетики.

§4. Остальные сократики
1. Имена некоторых эстетиков. – 2. Мегарская школа. – 3. Правоверные ученики Сократа.

ПЕРЕХОД К ВЫСОКОЙ КЛАССИКЕ
§1. Подготовка платоновской эстетики в предыдущей философии
1. Социально-историческая почва. – 2. Роль софистов. – 3. Роль Сократа. – 4. Искания односторонних синтезов в сократических школах. – 5. Результат односторонних синтезов.

§2. Сущность и историческая необходимость эстетики Платона и Аристотеля
1. Логическая сущность. – 2. Преимущества платоно-аристотелевского синтеза. – 3. Почему объективный идеализм оказался выражением высокой и поздней классики в Греции. – 4. Стилистическая сущность высокой и поздней классики. – 5. Историческая необходимость платоно-аристотелевской эстетики.


Часть Вторая
ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (ПЛАТОН),
ИЛИ ЭСТЕТИКА ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
ВВЕДЕНИЕ
§1. Исходный пункт эстетики
1. Трудности изучения эстетики Платона. – 2. Учение Платона об идеях как предпосылка его эстетики. – 3. Мифология на стадии абстрактной всеобщности. – 4. Сводная формула платоновской идеи. – 5. Синтез космологии и антропологии.

§2. Ступени и проблемы эстетики
1. Ступени платоновской эстетики. – 2. Проблемы платоновской эстетики.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
§1. Эстетический принцип с описательной точки зрения
1. Отграничение эстетической области. "Гиппий бульший". – 2. То же. "Ион". – 3. "Федр". – 4. "Горгий". "Филеб". – 5. Значение платоновских отграничений. – 6. Разные понимания описательного метода.

§2. Эстетический принцип в его трансцендентальном развитии
1. Общий феноменолого-трансцендентально-диалектический принцип. – 2. Учение о "средине". – 3. "Пир" и его учение о синтезе знания и чувственности в эстетическом сознании. – 4. "Пир" и его учение об эротическом восхождении. – 5. Общая характеристика "Пира". – 6. Эстетический предмет в "Федре". – 7. Материалы других диалогов. – 8. Трансцендентальная мифология "Федра". – 9. Трансцендентализм в эстетике "Федра". – 10. Философско-стилистические особенности "Федра". – 11. Истинное значение "души", "живого" и "тела" как трансцендентальных принципов.

§3. Эстетический принцип в его диалектическом развитии
1. Общий характер диалектики Платона. – 2. Необходимые сведения из "Парменида" и "Государства". – 3. "Филеб" с точки зрения эстетики. Основная тема. – 4. Идеальные и материальные моменты в учении о синтезе удовольствия и разумности. – 5. Пять принципов эстетической структуры в "Филебе". – 6. Значение "Филеба".

§4. Заключение об эстетическом принципе (об эстетическом предмете и его сознании)
1. Предварительная характеристика.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381