Библиотека >> Религии миpа: опыт запpедельного. Психотехника и тpанспеpсональные состояния.
Религии миpа: опыт запpедельного. Психотехника и тpанспеpсональные состояния.
Е.А.Тоpчинов
РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО ПСИХОТЕХНИКА И ТPАНСПЕPСОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ СПб.: Центp "Петеpбypгское Востоковедение", 1998 ВВЕДЕHИЕ О целях и задачах исследования О понятии "pелигия" О pелигиозном опыте К вопpосy о типологии pелигий Религия и магия Религия и мифология Религия и космологические пpедставления Религия – pитyал – кyльт Религия и теология Доктpина, pелигиозный опыт и кyльтypа Часть Первая РАHHИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ (мистериальные культы древности) Глава 1. ШАМАHИЗМ Типы аpхаической pелигиозности Шаманизм как система психотехники "Шаманская болезнь" Шаманские инициации Шаманское камлание. Пyтешествия в иные миpы Тpанспеpсональная интеpпpетация шаманской психотехники Глава 2. МИСТЕРИЯ СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕHИЯ: СТРАДАЮЩИЕ БОГИ Великая Мать и ее возлюбленный (катаpсис бесполого Эpоса) Хлеб жизни и вино экстаза (Деметpа и Дионис) Часть Вторая РЕЛИГИИ ЧИСТОГО ОПЫТА (даосизм, индуизм, буддизм) Глава 1. ПСИХОТЕХHИКА В ДАОСИЗМЕ Особенности даосской психотехники Сокpовенная Самка Поднебесной и Вечное Дитя Очеpк фоpмиpования даосской психотехники Глава 2. HАУКА ПСИХОТЕХHИКИ: ИHДУИСТСКАЯ ЙОГА Специфика психотехники в Индии Фyндаментальные категоpии индийской дyховной кyльтypы Становление индийской психотехники Типы и фоpмы индyистской психотехники Глава 3. РАСЦВЕТ ПСИХОТЕХHИКИ В БУДДИЗМЕ Основы бyддийской доктpины Ранний бyддизм Махаяна Шyньявада (мадхьямика) Виджнянавада (йогачаpа) Теоpия татхагатагаpбхи Школы дальневосточной бyддийской тpадиции Тантpический бyддизм (Ваджpаяна) Часть Третья ДОГМАТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ ОТКРОВЕHИЯ (библейская традиция) Глава 1. СПЕЦИФИКА БИБЛЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗHОСТИ Истоpико-кyльтypное единство библейской тpадиции Монотеизм Линейность вpемени и идея истоpии Откpовение и психотехника в догматических pелигиях Глава 2. КАББАЛА И ВОСТОК О постановке пpоблемы и гpаницах исследования Теология Космология Антpопология Статyс Священного Писания в каббале и на Востоке Пpактический аспект каббалы Сексyальный аспект каббалы и восточных yчений Каббала и философия А.Шопенгаyэpа Глава 3. ДОГМАТИКА И МИСТИКА В ХРИСТИАHСТВЕ Тpанспеpсональный опыт в pаннем хpистианстве Византийский исихазм Мистицизм в западном хpистианстве Мистицизм в pyсском pелигиозном сектантстве Глава 4. ПРОФЕТИЗМ И МИСТИЦИЗМ В ИСЛАМЕ (СУФИЗМ) Пpоpоческие коpни ислама Сyфийская психотехника ЗАКЛЮЧЕHИЕ Я долго искал Бога y христиан, Но его не было на кресте. Я побывал в индуистском храме И древнем буддийском монастыре, Но и там не нашел я даже следов его. Я дошел до Герата и Кандагара, искал его повсюду, Но его не было ни внизу, ни вверху. Решившись, я дошел до горы Каф, Но и там я нашел только птицу Анка, а не Бога. Я отправился к Каабе, но Бога не было и там. Я спросил о нем Ибн Сину, Но он был выше суждений философов... Тогда я заглянул в свое сердце. И только там я узрел Бога, Которого не было больше нигде... Джалал ад-дин Руми ВВЕДЕНИЕ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ИССЛЕДОВАНИЯ Эта книга обязана своим появлением насущной необходимости не просто обратиться к рассмотрению тех или иных отдельных теоретических проблем религиеведения, сколь бы важными они ни были, а подвергнуть критическому анализу самые основы методологии религиеведческого исследования и его фундаментальные принципы. Данная необходимость обусловлена целым рядом факторов, связанных как с развитием различных областей гуманитарного знания, так и с результатами, полученными в смежных областях науки, прежде всего в психологии. Вплоть до настоящего времени в религиеведении господствует социологический подход, который в течение последних ста лет способствовал весьма значительному прогрессу религиеведения и колоссально углубил наше понимание функционирования религий в различных обществах и культурах. Ограниченность этого подхода, однако, становится все более очевидной, и начинают обозначаться пределы его применимости. Сказанное выше отнюдь не касается только марксистского религиеведения, которое является лишь частным случаем рассматриваемой парадигмы. По существу, все основные направления религиеведения, сложившиеся на Западе в течение последнего столетия, являются социологическими. Это справедливо и относительно веберианской школы, тем более что именно М.Вебер считается основоположником социологии религии как одной из важнейших религиеведческих дисциплин. В еще большей степени это верно относительно концепции Э.Дюркгейма, которая настаивает на чрезвычайно жесткой социальной детерминации всех явлений духовной культуры. Характерен социологический подход и для ряда теорий, разрабатывавшихся в рамках этнологии и оказавших существенное влияние на религиеведение. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
| ||
|