Библиотека >> Текст как способ бытия религиозной веры
Скачать 4.03 Кбайт Текст как способ бытия религиозной веры
Рыцарство веры Серена Кьеркегора как раз и подтверждается действиями его рыцарей вне рациональных аргументаций, Кьеркегор художественными методами показывает, что его рыцари веры выпадают из законосообразного хода событий, повсеместно распространенного в мире. Чтобы исключить вовсе разумную обусловленность веры своих героев, Кьеркегор рассматривает акт веры с разных точек зрения; отсюда - несколько планов рассмотрения этого акта. Задача исследователя религиозной веры - выявление указанных лакун, разрушающих цельность повествования с точки зрения "когнитивно заданной формы текстовой цельности" (В.Г. Адмони). Взгляды Кьеркегора не благоприятствуют катафатическим утверждениям о природе и основаниях веры, так как они утверждают невозможность аналитики "фигур умолчания", но они позволяют наметить некоторые характеристики религиозной веры.
В диссертации предполагается проиллюстрировать и таким образом доказать этот вывод философского рассмотрения веры на материале отечественной религиозной культуры, планируется рассмотреть графический строй и эстетику древнерусской книжности. Когда мы имеем дело с семантическими лакунами (частным случаем которых является антиномия), можно прибегнуть к известным методам анализа невыраженных посылок в аргументативном дискурсе. Но в культуре средневековья семантический ряд повествования является менее значимым, чем, например, ряд эстетический; семантика подчинена другому. Применительно к средневековым "сакральным текстам" "наиболее универсальна... интонационно-ритмическая стихия, проявляющаяся в эмоционально-весомом звуковом построении речи. Те мельчайшие отрезки, к дроблению которых обычно тяготеют основные сакральные тексты, чаще всего обладают впечатляюще-запоминающейся интонацией, усугубляющейся еще их графической выделенностью в письменном тексте" (В.Г.Адмони). Средневековые тексты были построены не по принципам аргументативного дискурса, "расколдовывающего" бытие (к чему тяготеют и философия, и наука Нового времени). Формообразующими компонентами сакрального текста является его "звуковая инструментовка", отсюда ведущее положение анаграммы и аллитерации как принципов его построения (Ф. де Соссюр). Следует заметить здесь, что и анаграмма, и аллитерация представляют из себя магические имена, скрытые в тексте (лакуны, формирующие текст). Одним из результатов работы должна стать демонстрация того, что вышесказанное истинно применительно к феномену книжности в культуре Древней Руси, существенное место в котором занимают суггестивно-медитативные структуры воздействия, объясняющие "информационный парадокс" канонического искусства (Ю.М. Лотман). Исходя из этого, исследование образа веры в средневековье на основании текстов должно включать в себя реконструкцию анаграмм и аллитераций, лежащих в основе сакральных текстов средневековья. Но результат философского рассмотрения феномена религиозной веры свидетельствует, что подобное исследование было бы неполным, если не было бы снабжено анализом лакун на всех уровнях выразительности текста. Частным случаем участия религиозной веры в тексте являются лакуны в графеме, прерывания графем слова под титлом, известные в церковнославянском языке, факт весьма значительный, если принять во внимание то, что в остальном графический ряд в славянской письменности полностью повторял ряд фонетический, настолько, что даже слова не отделялись друг от друга пробелом. Нарочное усечение графемы является специфической внесемантической формой воздействия сакральных текстов, проявляющейся в процессе чтения и восприятия текста. Выяснение особенностей этих графем и ведет к познанию образа веры в графическом строе древнерусской книжности. -------------------------------------------------------------------------------- | ||
|