Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 1
Скачать 38.72 Кбайт Духовное сообщество. ч. 1
И.Н.- Хорошо. - Ну, наверное, два основных признака: незаполненности, то, что здесь говорили, и ощущение бесперспективности. - Я воспринимаю бессмысленность как торбу, которая не заполняется, не способна заполниться своим содержанием. И.Н.- Ну, а как требование? - Не состыкуешься просто. И.Н.- Т.е. действие, в котором ты не обнаруживаешь себя. - Да. И.Н.- Понятно. - Ну, у меня так же, если я не заполняюсь своим переживанием, то это бессмысленно. И.Н.- Да. - Бессмысленно тогда, когда вообще чувствуешь такое напряжение, когда смысл, который ты вкладываешь в это... Ну, не знаю. Это такое напряжение, когда смысл, который ты наполняешь.. И.Н.- Т.е. когда нет переживания реальности. Да? - Ну, это отсутствие интеграции между переживанием и знанием. Когда есть смысл, это как некое третье, которое рождается из соединения знания с переживанием. Вот когда не происходит этой интеграции... И.Н.- В принципе, когда знание не порождает переживание, так получается? Или когда переживание не порождает знание? - Когда нет одновременности знания и переживания. И.Н.- Хорошо. - У меня что-то с устремленностью связано, так как теперь можно сказать, что мое состояние измененное, так. Просто человек, который учится, - это уже измененное состояние. Но мне кажется, что и в этом и в другом случае все связано с устремленностью. И.Н. - Я задал конкретный вопрос: по какому признаку вы обна- руживаете бессмысленность? - Когда нет устремленности. И.Н.- Когда ты теряешь цель и направление движения? - Да, так получается. - У меня приблизительно так же, только я это называю творчеством; когда это все по кругу - ничего не происходит, а когда есть творческое отношение к тому, что происходит - тогда со смыслом. И.Н.- Как видите, это очень сложно. Человек по нескольку раз в день произносит: "Это бессмыслица, а в этом я вижу смысл", но способ определения этого скрывается от него самого. Спросите человека без ментального напряжения о чем-либо: это имеет или не имеет смысл? Он мгновенно ответит - имеет или нет, с его точки зрения. Мгновенно! Что помогло сделать это мгновенно? Ему не надо для этого думать. Он не задает вопрос. Его спрашивают: "Вот это имеет смысл или не имеет?" Он говорит: "Да" или "Нет". Практически мгновенно. Откуда в нем это мгно- венно возникшее знание? Чем он для себя определяет отсутствие или присутствие смысла... мгновенно? Нам кажется, что все, что определяется мгновенно, что рождает мгновенный ответ, наиболее вероятно связано с ценностной структурой, с иерархией ценностей. Значит, мы можем пред- положить, что смыслопорождающая функция имеет какую-то интимную связь с ценностной структурой человека, что между ценностью и смыслом существуют некие взаимоотношения. Теперь попробуем рассмотреть эти взаимоотношения подробнее. Может ли быть неценным то, что имеет смысл? Очевидно, не может. Смысл есть то, что в определенном аспекте ценно. Может ли иметь ценность бессмысленность? Может. В определенной ситуации бессмысленность может представлять определенную ценность. Вы сумели зафиксировать пока один момент: смыслопорождающая функция связана со структурой ценностей или с ценностной структурой личности. Теперь давайте посмотрим, каким образом ценностная структура может породить смысл или обнаружить его отсутствие. Что такое отсутствие смысла с точки зрения ценностной структуры? - Минус ценность. И.Н.- Почему? Иногда знание, что нечто является бессмысленным, имеет очень большую ценность. Где порождается эта штука? - Плюс требования, минус требования, плюс ценности, минус ценности. Сочетание-то простое: плюс мотивы, минус мотивы. - В страхе решения. Вот так. И.Н.- Видите, как сложно. Теперь попробую вспомнить: в одной из наших бесед уже был подобный вопрос и мы пытались разобраться в процессе движения от смысла к смыслу. Мы говорили, что в смысле всегда есть акт присоединения, снятие дистанции между собой и неким явлением, внутренним или внешним. Мы обнаружили в прошлом рассуждении, что смысл порождается переживанием взаимной приближенности, снятием дистанции между собой и, скажем, мыслью, между собой и объектом или субъектом. Отсутствие смысла есть невозможность преодолеть эту дистанцию. Теперь напоминаю, что мы говорили о смысле человеческого существования; таким образом, мы можем предположить, что смысл порождается присоединением чего-либо, возможностью присоединения чего-либо к своей субъективности. Если мы говорим: я хочу того-то, значит, то, чего я хочу и есть моя цель. Но поскольку человек, как правило, хочет сразу энное количество "того-то", и "того-то", и "того-то", то происходит так называемая конкуренция мотивов. Естественно, он вынужден строить иерархию, т.е. | ||
|