Библиотека >> Духовное сообщество. ч. 1
Скачать 38.72 Кбайт Духовное сообщество. ч. 1
.. Это же такое дело. И вот одно из моих дел в
миру - это деятельность, способствующая снятию этой экзальтации, потому что экзальтация лишает правильного видения этой проблематики и создает ненужный, совершенно дурацкий антураж вокруг нормального дела, и поэтому люди просто путаются, не могут отличить убежища от духовного пути и т.д. - это вполне осознанная часть моей деятельности. Заканчивая, я хочу вам еще раз напомнить, что Путь - всегда на- долго, намного. Это принципиально важно. Если человек об этом забывает, то начинает дергаться и делать всякие глупости. Это всегда нужно помнить. Я, сидящий перед вами, пример очень удачный с нашей точки зрения, в том смысле, что у меня от встречи с учителем до окончания пути прошло всего двадцать лет, и это очень счастливый вариант. Нужно хорошо помнить, что это трудная профессия, и ничего зазорного нет, если вы не станете профессионалом. Ничего зазорного нет. И не надо злиться и дергаться - все это гордыня. Путь для каждого штучного человека имеет свои штучные особенности, и это вопрос не только учебы и наличия квалифицированного инструктора, это еще и вопрос качества устремленнос- ти. Практически, совершенно правы те книжки, в которых сказано, что главный учитель - это ты сам, тот, кто в тебе. Та устремленность, которая есть в тебе. Если она сопровождается разумом, если в этом нет экзальтации и жажды чего-то "сверх-сверх... и как можно быстрее", то вы пройдете столько, сколько... я бы сказал - захотите, понимая устремленность как хотение. А ведь это очень просто, каждый из вас может набраться немного решимости и посчитать, сколько хотения он тратит на это, на это, на то... И, соответственно, какой результат он может получить. Можно посчитать деятельность, но это как-то... потому что бывает и скрытая деятельность, и трансформированная деятельность. А вот хотения можно посчитать. Обычно, когда человек говорит: "Я все время об этом думаю" - это означает от тридцати секунд до полутора минут в сутки, в среднем. * * * - Мастер, Вы говорите, что жизнь в духовном сообществе- это принципиально другая жизнь. В чем это принципиальное отличие? И.Н.- Ваш вопрос возвращает нас опять к любимой на сегодня теме: проблема смысла, смыслопорождения. Давайте еще раз попробуем вместе поразмышлять над ней. Возьмем такое противопоставление: бессмысленно и со смыслом... Что это такое в повседневной человеческой жизни? Когда мы ощущаем бессмысленность чего-либо, чего нам не хватает? По какому признаку возникает переживание бессмысленности? Давайте поделимся друг с другом, просто так, своим пониманием, своими размышлениями на эту тему, потому что это не вопрос из задачника. Пусть каждый попробует. Что является критерием бессмысленности, отсутствием смысла в чем-либо? - Когда тебе плохо, начинаешь думать, почему плохо, и ищешь тут смысл и не находишь. И.Н.- А когда хорошо, не надо смысла? - А когда хорошо? Но чаще всего я не ... просто хорошо. И.Н.- Все. Понятно. Это и есть ваш смысл. - Может быть, это связь между результатом и поведением? Ну, скажем, жизнь и результаты. И.Н.- Так что же? Если результата нет, какого хотелось, значит, нет смысла? - Нет. И.Н.- Вопрос задан конкретно: что для вас является признаком бес- смысленности? Как вы обнаруживаете, что уже бессмысленно, что еще нет? - Деятельность, которую ты осуществляешь, не достигает того, чего ты хотел. И.Н.- Понятно, недостижение цели - есть отсутствие смысла... - Или поведение, которым осуществляешь эту цель, ну, оно значи- тельное, но оно не осуществляет этой цели. Рассогласованность. И.Н.- Понятно. Хорошо, еще. - Я сейчас думал, как бы ответить. Не представляю. И.Н.- Ты же можешь сказать: вот это бессмысленно, а это осмысленно? Говоришь же в жизни? Говоришь. Как ты чувствуешь: "вот уже бессмысленно" или "еще бессмысленно". - То, что не укладывается в мое понимание. И.Н.- В чувстве понимания. Хорошо. - Ну, это тогда, когда, наверное, какие действия ни предпринимаешь, за ними пустоту какую-то чувствуешь. И.Н.- Пустота, это что? - Я не знаю что, но какие-то получаются механические - не ме- ханические действия, но наполненности нет. И.Н.- Так, отсутствие некоторого переживания заполненности. - Чувство неадекватности своего внутреннего мира, субъективной реальности и объективной. Вот когда это непопадание, несовпадение. И.Н.- Ну что это вот? Знаком того, что это бессмысленно, что яв- ляется? Переживание чего? Рассогласованности между собой и реальностью? - Да, вот что-то такое. И.Н.- Хорошо. - Для меня состояние бессмысленности - состояние отсутствия ожи- дания, т.е., если я не переживаю ожидание... И.Н.- Ожидание чего? - Вообще. | ||
|