Библиотека >> А вы пробовали гипноз?
Скачать 122.19 Кбайт А вы пробовали гипноз?
Техника совмещения якорей применима к любым ситуациям, которые можно описать формулой: «Проблема в том, что в ситуации М я испытываю чувство X. Вместо него я хотел бы испытывать чувство Y, которое у меня бывает в ситуации Н». Следуя этой формуле, вы берете чувство Y из контекста Н и переносите его в контекст М, заменяя там чувство Х чувством Y. Помимо волнения перед экзаменом, предстартовой лихорадки, этой формуле соответствуют такие проблемы, как страх публичных выступлений, писчий спазм, необоснованная неприязнь к кому - либо.. можно найти сотни примеров. Обратите внимание на то, что если проблема соответствует формуле, то содержанием проблемы можно не заниматься, работая только с процессом изменения. Этим я и предложу заняться в следующем упражнении.
Упражнение № 18. Выполняется в парах. Партнер А находит в своем внутреннем опыте проблему, которую он хотел бы разрешить, и которая соответствует формуле «В ситуации М я хочу испытывать чувство Y вместо чувства X». Партнер Б работает с партнером А по схеме: Шаг 1. Партнер Б способствует достижению партнером А наивысшего переживания чувства Х (неприятного), определяя сопутствующий чувству Х глазодвигательный стереотип и другие несловесные проявления. На высоте переживания партнер Б закрепляет у партнера А чувство Х каким либо (или какими - либо) якорем (якорями), именуемым далее отрицательным якорем или якорем № 1. Шаг 2. Партнер Б с помощью нейтральной беседы помогает партнеру А избавиться от чувства X, после чего способствует достижению партнером А положительного (приятного) чувства Y, определяя сопутствующий чувству Y глазодвигательный стереотип и другие несловесные проявления. На высоте переживания партнер Б закрепляет чувство Y положительным якорем (якорями) № 2. Шаг 3. В нейтральной беседе партнер Б оживляет (вновь накладывает) якоря №№ 1 и 2 по очереди, проверяя, появляются ли при этом соответствующие якорям несловесные проявления и глазодвигательные стереотипы. Если да, то партнер Б может уточнить словесно, действительно ли партнер А хочет испытывать вместо чувства Х чувство Y (при отрицательном ответе партнер Б возвращается на предыдущий шаг и предлагает партнеру А выбрать более подходящее чувство Y - 1 или Y - 2). Если нет, то партнер Б возвращается на один из предыдущих шагов и заново накладывает один или оба якоря. Шаг 4. Партнер Б одновременно оживляет якорь № 1 и якорь № 2 и дает время партнеру А для новой организации внутреннего опыта, ожидая устойчивого глазодвигательного стереотипа, соответствующего чувству Y, или нового, усредненного глазодвигательного стереотипа, не совпадающего ни со стереотипом чувства X, ни со стереотипом чувства Y. Шаг 5. Проверка и подстройка к будущему. Партнер Б оживляет положительный якорь (якорь № 2) и просит партнера А представить себе ситуацию М, сообщая о тех чувствах, которые теперь вызывает эта исходная ситуация. Одновременно партнер Б оценивает появляющийся глазодвигательный стереотип и другие несловесные проявления. Если партнер Б наблюдает стереотип чувства Y или усредненный, работа окончена. Если нет, то партнер Б возвращается на предыдущий шаг и повторяет совмещение якорей. В течение всего упражнения партнер Б старается не вникать в содержание ситуации М, чувства Х и чувства Y. На следующем этапе партнеры меняются ролями. Рефрейминг содержания. С. Горин: Можно сказать, что Милтон Эриксон открыл и начал Применять якорные техники и техники рефрейминга, хотя их описание и даже название появилось позже - в работах Дж. Гриндера и Р. Бэндлера, то есть, в нейролингвистическом программировании. Английское слово «рефрейминг» неоднозначно, его можно перевести и как «перемена рамы у картины», и как «перемена картины в той же раме». В психологии и психотерапии термином «рефрейминг» обозначают изменение эмоционального отношения к какой - то проблеме, происшедшее вследствие перемены словесного оформления этой проблемы (содержание проблемы при этом не меняется, и сама проблема, в сущности, никуда не уходит). Для прямой иллюстрации понятия рефрейминга я мог бы показать вам какую - то картинку в раме одного цвета, а затем - ту же картинку в раме другого цвета, и вы бы поняли, что отношение к картине действительно зависит от той рамки, которой она окружена. Но поскольку рефрейминг относится к речевым техникам, я позволю себе другую иллюстрацию. Представьте себе, что вы - симпатичная девушка, и вы слышите в свой адрес два высказывания; первое из которых: «В груди горит огонь желанья», а второе: «Ну и телка, вот бы ее трахнуть». В обоих случаях смысл высказывания одинаков, различается только оформление - но как сильно это меняет ваше отношение к смыслу! Если вы это поняли, то вы поняли, что такое рефрейминг. Существуют техники рефрейминга, позволяющие работать с процессом мышления партнера независимо от конкретного содержания идей. Эти техники довольно сложны, и мы с вами будем изучать более простые техники, в которых используется содержание идеи или проблемы. Желающие узнать о более сложных видах рефрейминга могут прочитать книгу Р.Бэндлера и Дж.Гриндера «Рефрейминг - переформирование с помощью речевых стратегий». | ||
|