Библиотека >> Пара-бхакти, или высшее богопочитание.

Авторы: Вивекананда Свами
Скачать 23.04 Кбайт
Пара-бхакти, или высшее богопочитание.

Свами Вивекананда. Пара-бхакти, или Высшее богопочитание


Свами Вивекананда

ПАРА-БХАКТИ, ИЛИ ВЫСШЕЕ БОГОПОЧИТАНИЕ


Подготовительное отречение


Мы окончили рассмотрение так называемой подготовительной
Бхакти, и, чтобы приступить к изучению Пара-Бхакти, или высшего Богопочитания,
нам остается только сказать об окончательном подготовлении к нему. Такое
подготовление, состоящее в повторении священных имен, в обрядах, формах,
символах, имеет целью только очищение души, из всех же средств очищения самое
главное, без которого никто не может достичь высшего Богопочитания
(Пара-Бхакти), - отречение. Многим оно кажется ужасным, но без него
невозможно никакое духовное развитие. Отречение необходимо во всех йогах. Оно
представляет собою краеугольный камень, центр и главный стимул всякого духовного
совершенствования, настоящую сущность религии. Когда человеческая душа
отрешается от мирских вещей и пытается углубиться в сущность; когда человек-дух
поймет, что, становясь уплотненным и материальным, он приближается к погибели и,
сознав это, отвернется от материи, тогда начинается отречение, а с ним и
действительный его духовный рост. Отречение карма-йога - это отказ от всех
плодов своих действий, от всякого интереса к результатам своей работы, от забот
о награде, как теперь, так и после. Раджа-йог, исследуя природу, узнает, что все
ее назначение в том, чтобы душа узнала о своей вечной отдельности от природы,
поняла и убедилась, что она дух, а не материя, и что ее соединение с
материей может быть только временным. Отречение раджа-йога является результатом
исследования природы. Жнана-йог уже с самого начала должен знать, что природа,
кажущаяся такою массивною, не более как иллюзия. Он должен понимать, что все
проявления силы в природе производятся душою, а не природою, что все знание и
все испытываемое нами находится в душе, а не в природе; должен непосредственно,
по убеждению своего разума, и сразу, оторваться от всех оков природы,
предоставляя ей и всему, что к ней принадлежит, идти своим путем, а сам -
стараться остаться один. Его отречение самое суровое и трудное.


Отречение бхакти-йога, наоборот, самое естественное и легкое; в
нем нет никакого насилия. Бхакта ни от чего не отказывается, ничего насильно от
себя не отрывает. Проявления этого отречения, хотя в более или менее извращенном
виде, мы видим вокруг нас каждый день. Человек любит женщину, а затем через
несколько времени влюбляется в другую и первую оставляет. Она легко, свободно,
ускользает из его ума, совсем не оставляя в нем чувства утраты. Женщина любит
мужчину, потом полюбила другого, и первый совершенно естественно забывается.
Человек любит свой город, затем начинает любить свою страну, и сильная любовь к
маленькому городу легко, естественно пропадает. Потом он научается любить весь
мир, и его любовь к своей стране, его патриотизм исчезает без всякого насилия,
не причиняя ему никакого беспокойства. Характер того, к чему чувствуется
наибольшая привязанность, что доставляет самое сильное удовольствие, зависит от
степени развития испытывающего. Ни один человек не может есть с таким
увлечением, как собака и волк; наслаждений же, которые доставляют человеку
умственные занятия и их результаты, ни волк, ни собака испытывать не могут. У
человека наслаждение сначала также связано с низшими чувствами, и чем он ближе к
животному, тем сильнее его чувственные наслаждения. По мере же его развития,
низшие роды наслаждения становятся все слабее, и получают постепенно перевес те,
которые доставляют ему умственные занятия. Достигая же еще высшего плана, чем
умственный, - плана божественного вдохновения, - он испытывает состояние
блаженства, в сравнении с которым все чувственные и даже умственные удовольствия
теряют всякое значение. Когда ярко светит луна, звезды кажутся тусклыми, а когда
сияет солнце, сама луна меркнет. Отречение, необходимое для достижения Бхакти,
получается не посредством подавления чего бы то ни было, а приходит просто,
естественно, подобно тому, как в присутствии необыкновенно сильного света менее
сильный свет становится все слабее и слабее, пока не исчезнет совсем. Так всякая
любовь, чувственная или интеллектуальная, вследствие любви к Богу становится
слабою и гаснет; любовь же к Богу растет и принимает форму, называемую
Пара-Бхакти, или высшее Богопочитание. Формы исчезают, ритуалы отбрасываются,
книги становятся ненужными, изображения, храмы, церкви, религии, секты, страны и
национальности - все эти маленькие ограничения - сами собою спадают с того, кто
познал любовь к Богу. Ничего не остается, что бы связывало или сковывало его
свободу. Корабль подходит к магнитной скале, и его железные болты и скрепы
притягиваются и вырываются, а деревянные части освобождаются и свободно плавают
по воде. Так Божественная милость освобождает душу от болтов и скреп, ее
связывающих, и она становится свободною.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12