Библиотека >> Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие

Авторы: Кант Иммануил
Скачать 1.25 Кбайт
Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие

И.Кант
Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие
Наставлять юношество трудно, потому что в смысле уразумения приходится, не считаясь с возрастом, забегать вперед и, не дожидаясь зрелости рассудка, сообщать такие знания, которые в естественном порядке могли бы быть усвоены лишь более искушенным и изощренным умом. Отсюда возникают вечные предрассудки в школах, более упорные и часто более нелепые, чем обычно встречающиеся, и скороспелая болтливость юных мыслителей, отличающаяся большей слепотой, чем всякое другое самомнение, и более неисцелимая, чем невежество. [192] В самом деле, естественный прогресс человеческого познания состоит в том, что сначала развивается рассудок - на основе опыта он доходит до ясных суждений и через их посредство до понятий, - затем эти понятия познаются разумом в соотношении с их основаниями и следствиями и, наконец, систематизируются наукой. Поэтому и наставление юношества должно идти по тому же самому пути. От преподавателя, стало быть, следует ожидать, чтобы он своего слушателя сделал сначала человеком рассудительным, затем разумным и, наконец, ученым. Такой метод имеет то преимущество, что если бы ученик даже никогда не достиг последней ступени, как это обычно и бывает, то он все же извлек бы пользу из такого обучения если не для школы, то по крайней мере, для жизни: он приобрел бы больше опыта и стал бы более здравомыслящим.

Если же перевертывают этот метод, то ученик подхватывает что-то от разума, прежде чем у него развит рассудок, и пользуется чужими мыслями в науке, до которой он еще не дорос, причем его душевные способности столь же бесплодны, как и раньше, но только стали гораздо более извращенными от воображаемой мудрости. В этом причина того, почему нередко встречают ученых (вернее, людей с образованием), которые обнаруживают мало ума, и почему академии выпускают больше бестолковых людей, чем какие-либо другие круги общества. [192-193]

Но так как философия есть, собственно говоря, занятие для зрелого возраста, то неудивительно, чо возникают трудности, когда занятия ею хотят приспособить к еще не окрепшим способностям юношеского возраста. [193-194]

--------------------------------------------------------------------------------