Библиотека >> История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика

Авторы: Лосев Алексей Федорович
Скачать 691.73 Кбайт
История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика

А.Ф.Лосев

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА
История античной эстетики, том IV
М.: "Искусство", 1975


Часть Первая
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ АРИСТОТЕЛЯ,
ИЛИ ЭСТЕТИКА ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
НА СТУПЕНИ ДИСТИНКТИВНО-ДЕСКРИПТИВНОЙ
ВВЕДЕНИЕ
§1. Внешняя характеристика эстетики Аристотеля
1. Стилистическое отличие от Платона. – 2. Сочинения Аристотеля, имеющие отношение к эстетике. – 3. Незначительная ценность хронологических исследований текста Аристотеля, особенно для его эстетики.

§2. Обзор творческой деятельности Аристотеля в целом
1. Жизненно-творческий характер философии Аристотеля. – 2. Годы Академии. – 3. Годы странствий. – 4. Годы расцвета. – 5. Значение хронологических исследований творчества Аристотеля.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА АРИСТОТЕЛЯ
§1. Вступительное замечание
1. Необходимость сопоставления Аристотеля с Платоном. – 2. Метод сопоставления Аристотеля с Платоном.

§2. Единое
1. Мнение самого Аристотеля о своем отношении к Платону. – 2. Типы единства по Аристотелю. – 3. Сущность отличия Аристотеля от Платона в проблеме единства с выводами для эстетики. – 4. Некоторые детали. – 5. Итог.

§3. Ум
1. Изменчивые вещи предполагают неизменное бытие. Колебания Аристотеля в этом вопросе. – 2. Более детальная разработка этого вопроса. – 3. Неизменное бытие, или Ум, и его нематериальность. – 4. Вечный Ум есть "идея идей", безусловно отделенная от всего материального и ему предшествующая. – 5. Учение о самомышлении ума. – 6. Центральный пункт онтологической эстетики в "Метафизике". – 7. Центральный пункт онтологической эстетики в других произведениях Аристотеля. – 8. Умопостигаемая материя. – 9. Первая в античной эстетике теория самодовлеющей актуально-созерцательной ценности нематериального удовольствия от внутренней жизни чистого ума.

§4. Ум, Душа и Космос
1. Элементы учения о космической Душе в учении об Уме. – 2. Основная трансцендентальная аргументация относительно перводвигателя. – 3. Разные оттенки основной аргументации и особенно физико-телеологический аргумент. – 4. Общий вывод самого Аристотеля.

§5. Итоги
1. Аристотель кается перед Платоном. – 2. Прогресс и регресс в сравнении с Платоном.. – 3. Семиступенная диалектика Аристотеля, прикрытая формальнологической методологией.

АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ ЭСТЕТИКА ВЫРАЖЕНИЯ
§1. Эстетика выражения в самой общей форме
1. Внутреннее и внешнее. – 2. Потенция и энергия. – 3. Энтелехия (entelecheia). – 4. Чтойность (to ti ёn einai).

§2. Потенция и энергия
1. Potentia и possibilitas. – 2. Потенция движения и потенция сущности. – 3. Энергия и движение. – 4. Энергия и потенция. – 5. Потенция и ложное. – 6. Потенция и материя. – 7. Резюме. – 8. Энергия предваряет потенцию. – 9. Энергия и выражение сущности. – 10. Общее - принцип энергийного выражения сущности. – 11. Эстетическая сущность аристотелевского учения о потенции и энергии.

§3. Энтелехия
1. Потенция, энергия и энтелехия. – 2. Энтелехия и движение. – 3. Энтелехия и четыре причины. – 4. Малая популярность термина.

§4. Чтойность
1. Чтойность и определение смысла. – 2. Чтойность и единичность. – 3. Чтойность и "наличное что". – 4. Чтойность и сущность. – 5. Чтойность и становление. – 6. Чтойность и цельность. – 7. Чтойность и пункт тождества эйдоса с материей. – 8. Чтойность и идеальная причина. – 9. Чтойность и проблема общего. Резюме. – 10. Необходимость эстетической оценки чтойности.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
§1. Прекрасное и благое
1. Наиболее общая эстетическая категория. – 2. Моральная и космическая красота. – 3. "Неподвижность" прекрасного. – 4. Прекрасное и благое. – 5. Окончательное размежевание красоты и добра. – 6. Несколько необходимых дистинкций. – 7. Окончательная формула прекрасного. – 8. К литературе.

§2. Калокагатия
1. Существенная необходимость термина "калокагатия" для Аристотеля. – 2. Концепция в "Большой этике". – 3. Концепция в "Этике Евдемовой". – 4. Еще три текста. – 5. Переход к другим категориям.

§3. Доструктурные категории (простота, прямота, чистота)
1. Простота. – 2. Прямота. – 3. Чистота (во внеэстетическом смысле).

§4. Доструктурные категории (очищение в эстетическом смысле)
1. Вступительные замечания. – 2. Материалы "Поэтики". – 3. "Страх" и "сострадание". – 4. Материалы "Политики". – 5. Некоторые догадки о сущности катарсиса на основании современных данных. – 6. Односторонность предложенных точек зрения. – 7. Ноологическое понимание катарсиса. – 8. Новейшее толкование катарсиса.

§5. Структурные категории элементарные (единое, или мера, и целое) и развитые (совершенство)
1. Единое, или мера. – 2. Целое. – 3. Совершенство.

§6. Структурно-числовые, или конструктивные категории
1. Начало, или принцип (arche). – 2. Середина. – 3. Конец, или цель (telos). – 4. Общие выводы относительно аристотелевского использования категорий начала, середины и конца. – 5. Порядок (taxis). – 6. Симметрия, или соразмерность (symmetria).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398