Библиотека >> Истоки и смысл русского коммунизма русская религиозная идея и русское государство

Авторы: Бердяев Николай А
Скачать 29.52 Кбайт
Истоки и смысл русского коммунизма русская религиозная идея и русское государство

Н.Бердяев
ИСТОКИ И СМЫСЛ
РУССКОГО КОММУНИЗМА
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕЯ И РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

I

Русский коммунизм трудно понять вследствие
двойного его
характера. С одной стороны он есть ялвение
мировое и
интернациональное, с другой стороны - явление русское и
национальное. Особенно важно для западных людей понять
национальные корни русского коммунизма, его
детерминированность русской историей. Знание марксизма
этому не поможет.
Русский народ по своей душевной структуре народ
восточный. Россия - христианский Восток, который в течение
двух столетий подвегрался сильному влиянию Запада
и в своем верхнем культурном слое
ассимилировал все западные идеи. Историческая судьба
русского народа была несчастной и страдальческой,и
развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и
изменение типа цивилизации.
Противоречивость русской души определялась
сложностью русской
исторической судьбы, столкновением и противоборстом в ней
восточного и западного злемента. Душа русского народа была
формирована православной церковью, она получила чисто
религиозную формацию. И эта религиозная формация
сохранилась и до нашего времени, до русских нигилистов
и коммунистов. Но в душе русского народа остался
сильный природный элемент, связанный с необъятностью
русской земли, с безграничностью русской равнины. У
русских "природа", стихийная сила, сильнее чем у западных
людей, особенно людей самой оформленной латинской
культуры. Элемент природно-языческий вошел и в русское
христианство. В типе русского человека всегда
сталкиваются два элемента - первобытное, природное
язычество, стихийность бесконечной русской земли и
православный, из Византии полученный, аскетизм,
устремленность к потустороннему миру.
После падения Византийской империи, второго Рима,
самого большого в мире православного царства, в русском
народе пробудилось сознание, что русское, московское
царство остается единственным православным царством в мире
и что русский народ единственный носитель православной
веры. Доктрина о Москве, как Третьем Риме, стала
идеологическим базисом образования московского царства.
Царство собиралось и оформлялось под символикой
мессианской идеи. Искание царства, истинного царства,
характерно для русского народа на протяжении всей его
истории. Принадлежность к русскому царству
nopedekhk`q|
hqonbed`mhel истинной, православной веры. Совершенно
также и принадлежность к советской России, к
русскому коммунистическому
царству будет определяться исповеданием ортодоксально-
коммунистической веры. Под символикой мессианской идеи
Москвы - Третьего Рима произошла острая национализация
церкви. Религиозное и национальное в московском царстве
так же между собой срослось, как в сознании древне-
еврейского народа. И так же как юдаизму свойственно было
мессианское сознание, оно своейственно было русскому
православию.
Но религиозная идея царства выделилась в форму
образования
могущественного государства, в котором церковь стала
играть служебную роль. Московское православное царство было
тоталитарным государством. Иоанн Грозный, который был
замечательным теоретиком самодержаной монархии, учил, что
царь должен не только управлять государством, но и
спасать души. Интересно отметить, что в Московский
период в русской церкви было наименьшее количество
святых. Лучший период в истории русской церкви был
период татарского ига, тогда она была наиболее духовно
независима и в
ней был сильный социальный элемент. Вселенское
сознание было ослаблено, в русской церкви настолько,
что на греческую церковь, от которой русский народ
получил свое православие, перестали смотреть как на
истинно православную церковь, в ней начали видеть
повреждение истинной веры. Греческие влияния
воспринимались
народным религиозным сознанием как порча,
проникающая в единственное в мире православное
царство. Православная вера есть русская вера, не
русская вера - не православная вера.
Когда при партриархе Никоне начались
исправления ошибок в богослужебных книгах по
греческим образцам и незначительные изменения в
обряде, то это вызвало бурный протест народной
религиозности. В XVII веке произошло одно из самых
важных событий русской истории - религиозный раскол
старообрядчества. Ошибочно думать, что религиозный
раскол был вызван исключительно обрядовернием
русского народа, что в нем борьба шла ислючительно по
поводу двуперстного и трехперстного знамения креста и
мелочей богослужебного обряда.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16